Линки доступности

Проблемы новой российской партии - 2004-12-09


Несколько недель назад неправительственная правозащитная организация Совет комитетов солдатских матерей заявила о намерении создать новую политическую партию. В интервью в то время ответственный секретарь Совета Валентина Мельникова рассказала о предстоящей практической работе, которую предстояло проделать, чтобы партия была реально создана и успешно прошла регистрацию в министерстве юстиции. Но теперь в процессе формирования партии произошел неожиданный и весьма драматический поворот: в штаб-квартиру организации нагрянула милиция.

«Голос Америки» вновь связался по телефону с Валентиной Мельниковой.

Семен Резник:
Валентина, что произошло?

Валентина Мельникова:
Ну, немножко не так драматично. Это был сотрудник Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Да, они, конечно, относятся к министерству внутренних дел России, но сотрудник был очень вежливый, и пришел он по поводу проверки обращения депутата Госдумы, господина Алксниса - о деятельности Союза комитетов солдатских матерей. Проверка проводится по поручению генерального прокурора Российской федерации, господина Устинова. Ну, и наш визави был вполне вежлив и лоялен, но самое неприятное - это то, что все наши чиновники, также как и, к сожалению, журналисты, путают две, совершенно независимые организации. Одну общественную, правозащитную - Союз комитетов солдатских матерей России, а другую - новенькую, нарождающуюся политическую партию. Партия имеет только то отношение к Союзу комитетов солдатских матерей, что инициаторами создания партии… ее идея родилась в головах женщин и мужчин, которые работают в правозащитном Союзе. И никаких реорганизаций, никакой организационной связи или финансовой между Союзом и новой партией нет.

С.Р.:
И зачем же пришел к вам этот вежливый господин?

В.М.:
Алкснис считает, что Союз преобразован в партию. А поскольку Союз получает от западных фондов гранты, значит партия создается на западные деньги. И это он написал генеральному прокурору, и сотрудник Управления по борьбе с экономическими преступлениями пришел и стал спрашивать: какие у вас есть документы? Вы финансируете партию? Она создается на западные деньги? Мы дали ему копии всех документов, показали, что никакой финансовой связи между двумя организациями нет. А после этого мне снова позвонил этот вежливый чиновник и сказал, что документы показали Алкснису, и он хочет еще, чтобы вы представили документы о финансировании партии. Это было уже совсем неправильно, потому что партия находится в таком состоянии сейчас, что у нее вообще никаких финансовых документов нет. Счета нет, законодательство таково, что не позволяет финансировать партию по безналичному расчету и в открытую. Поэтому не можем мы ему представить. Ну, все, что могли, отдали.

С.Р.:
А почему вообще эти документы попали к Алкснису? Он поднял вопрос, прокуратура на него отреагировала, но это не значит, что он сам должен заниматься следствием.

В.М.:
Он не должен был это смотреть, и следствия тут еще, к счастью, нет, но, во всяком случае, это нас и настораживает. Депутату на его обращение дают официальный ответ, справку - есть нарушения в работе Союза и создании партии или нет. А вот то, что эти документы попадают непосредственно к нему, лицу, которое к нам относится, по бытовому говоря, плохо… И те документы, которые мы можем и должны дать, мы уже отдали: уведомление о том, где проходил съезд, состав оргкомитета - все, что открыто было, все, что было на съезде партийном, при большом стечении народа и журналистов было обнародовано.

С.Р.:
Как же вы объясняете весь этот поворот событий?

В.М.:
Я думаю, что Алкснис, будучи давно депутатом и, кроме того, между делом - мэром одного из подмосковных городов, он пользуется какими-то своими, личными возможностями. Потому что никакая процедура не дает ему права смотреть документы совершенно другой организации. Причем, в свое время, в самом начале этой нашей эпопеи с его обвинениями в том, что мы миллионерши, что мы работаем на западные фонды - мы говорили: придите к нам и посмотрите, мы вам все покажем. Он этим не воспользовался. А смотреть исподтишка - это нехорошо. Когда требуют все больше и больше, и больше по непонятной причине, это напоминает советские времена, честно говоря,

С.Р.:
И какое это имеет практическое отношение к формированию партии?

В.М.:
Совершенно понятно, что теперь уже есть задание найти какие-то нарушения на этом этапе, в том числе и иностранный источник пожертвований, у партии, что законом не дозволяется. Наши недоброжелатели думают, что они найдут иностранного жертвователя, и на этом основании будут уже дальше требовать, чтобы Партию солдатских матерей не регистрировали. Ведь и сейчас обращение депутатов Госдумы в министерство юстиции и генпрокуратуру заканчивается таким требованием: не регистрируйте эту партию, нельзя ее регистрировать.

С.Р.:
Я знаю, что вы человек закаленный, и ваши соратники и друзья - тоже, так что будем надеяться, что вам все-таки удастся создать партию. И может быть, все это внимание, которой сейчас к вам привлекают ваши недоброжелатели, как раз прибавит вам очки…

В.М.:
Сегодня к нам приехали очень интересные молодые люди из города Кострома. И начали с того, что мы, мол, прочитали и услышали, как вас навещают наши правоприменительные органы, и подумали, что, если на них нападают такие важные люди, как депутаты, наверно это люди хорошие, и с ними надо познакомиться.

XS
SM
MD
LG