Линки доступности

Законопроект о реформе разведслужб утвержден Конгрессом - 2004-12-09


Вслед за Палатой представителей Сенат США почти единогласно проголосовал по законопроекту о реформе разведслужб. Далее текст поступит на подпись президента, который уже сказал, что подпишет его, после чего закон вступит в силу. Тем самым завершился долгий, трудный процесс, начавшийся после 11 сентября 2001 года.

Законопроект, принятый обеими палатами Конгресса, по признанию многих законодателей, оставил у них двойственное ощущение: с одной стороны, они довольны, что удалось довести до конца столь крупное дело, с другой - огорчены, что не удалось сохранить в тексте положения, представлявшиеся им весьма важными.

Иллюстрацией могут служить слова сенатора-республиканки от штата Мэн Сюзен Коллинз, председателя комитета по делам правительственных учреждений и главного спонсора законопроекта в верхней палате: «Я не хочу сказать, что закон сможет предупредить будущие нападения террористов, но он, безусловно, расширит возможности разведорганов в деле обнаружения и пресечения новых атак. Это первая крупная реформа структур, созданных в конце 40-х годов для противостояния совсем другому противнику и оказавшихся непригодными для отражения угроз XXI века».

Схоже прозвучало и мнение сенатора-республиканца от Аляски Теда Стивенса: «Директор национальной службы разведки не будет выборным лицом, ответственным перед американским народом, а будет непосредственно подчинен президенту, и, следовательно, лишен независимости и самостоятельности в своих действиях. Такая ситуация не может не вызвать беспокойства».

Тем не менее настроение большинства выразил глава комитета по разведке сенатор-республиканец от Канзаса Пэт Робертс: «Возможно, это не самый лучший закон, но он лучший из всех возможных».

После голосования законодатели и члены комиссии 11 сентября собрались в зале имени Линдона Джонсона, чтобы сфотографироваться с двумя женщинами, без которых, по дружному мнению присутствующих, закон о реформе разведслужб не смог бы появиться на свет. Их имена - Мэри Фетчет и Кэрол Эшли. Как отметил сенатор от штата Коннектикут Джо Либерман, «борьба этих женщин - классическая американская история. Они были убеждены в правоте своего дела, поэтому их ничто не могло остановить».

«Можно жить вдали от политики. Но ее нельзя не заметить, когда она приходит к вам в дом», - сказала Мэри Фетчет. С Кэрол Эшли ее свела общая трагедия: у обеих в башнях Всемирного торгового центра погибли дети: у Мэри сын, у Кэрол - дочь. Вместе с еще десятью родственниками жертв 11 сентября женщины вошли в созданный в 2001 году оргкомитет. Он представлял лишь часть родных трех тысяч погибших, более того, многие из них выступили против реформы разведки.

Но сознание правоты наделило Фетчет и Эшли такой моральной силой, что их акции, включая бдения при свечах у здания Конгресса, пресс-конференции, выступления на митингах и в телепрограммах, увещевания законодателей и сотрудников Белого Дома, принесли желаемый результат. «Нам было стыдно смотреть этим женщинам в лицо и отвечать, что мы ничего не можем сделать», - сказал сенатор Либерман.

«Когда мы в первый раз приехали в Вашингтон, - вспоминает Мэри Фетчет, - мы никого не знали, не могли отличить сенатора от конгрессмена». Они поселились в гостинице и приступили к лоббированию. Для этого нужны были немалые деньги. Кэрол Эшли оплачивала счета из страховки, полученной после гибели дочери. «Каждый день я спрашивала себя: как случилось, что мы оказались в такой роли? У нас нет никакой подготовки, нет навыков», - говорит она.

Все это пришло в процессе борьбы - сначала за создание комиссии 11-го сентября, чему противился Белый Дом, потом за принятие реформы разведучреждений. Последние несколько недель член Палаты представителей демократка Кэролин Малони позволила женщинам использовать свой кабинет в качестве штаба усилий за одобрение законопроекта.

Результат их деятельности произвел такое впечатление на Капитолийском холме, что когда одного конгрессмена спросили, что бы он посоветовал президенту Бушу, чтобы провести реформу системы социального обеспечения, законодатель ответил: «Нанять родных жертв 11 сентября».

В самом деле, престиж Мэри Фетчет и Кэрол Эшли сейчас в зените. В столице им открыты все двери. Но на вопрос о ближайших планах, заданный Фетчет на чествовании в сенатском зале имени Джонсона, репортер «Вашингтон пост» получил следующий ответ: «Через полчаса я еду в аэропорт. Мне надо успеть на хоккейный матч - мой младший сын-восьмиклассник выступает за школу».

Тоже классическая американская история…

XS
SM
MD
LG