Линки доступности

«Несбыточная мечта Путина» - 2004-12-01


Во вчерашнем номере газеты Moscow Times появилась статья независимого московского аналитика Павла Фельгенгауэра под названием «Несбыточная мечта Путина». Основной тезис автора - президент Путин одержим идеей восстановления Советского Союза. Автор статьи согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Евгений Аронов: Вы уверены, что администрация Путина взяла курс на восстановление империи, и если да, то о каком восстановлении идет речь - о формальном присоединении бывших республик или о расширении российского влияния в них? Если действительно проводится свежий имперский курс, то какими средствами?

Павел Фельгенгауэр: Это не выдумка: достаточно прочесть официальные опубликованные директивные документы, например, ежегодное обращение Путина к Федеральному Собранию, где он изложил основы внутренней и внешней политики. Главным приоритетом нашей политики было выделено усиление интеграции на «просторах СНГ». То есть СНГ - не столько содружество стран, сколько некое пространство, которое нужно интегрировать. Соответственно ставились задачи вооруженным силам: в первую очередь поддерживать стратегические ядерные компоненты, чтобы никто не вмешивался в этот процесс, и указывалось, как это будет делаться. В первую очередь это экономическая интеграция, программа единого экономического пространства, евразийская экономическая интеграция, а потом политическая и военная.

Соответственно были предприняты особые усилия в Украине: в преддверии выборов Украина вступила в единое экономическое пространство, но существовало обоснованное опасение, что в случае победы Ющенко она оттуда выйдет, и идея интеграции с Украиной будет повернута вспять, а с ней и вся интеграционная модель. И были предприняты очень резкие и серьезные усилия, чтобы этого не допустить, а напротив, Украину всячески интегрировать.

Реакция на то, что происходит в Украине, очень серьезная: в Кремле заявляют (и это свежие данные прямо из Кремля), что наступает время резкого охлаждения отношений с Западом, что Путин не простит Украину, и что это - американская спецоперация. А Путин видит себя неким Иваном Калитой или Дмитрием Донским - человеком, который соберет то, что Ельцин разорил: новый Союз.

Е.А.: Требует ли дестабилизация Украины и ее возвращение на российскую орбиту мощных вооруженных сил у России или просто армии более дееспособной, чем армия Украины?

П.Ф.: Проблема с интеграцией состоит в том, что амбиций много, а возможностей мало. Устроить дестабилизацию в Украине мы можем, но воспользоваться этой дестабилизацией хотя бы даже так, как это сделали большевики в 1917 году, и поглотить ее мы не сможем, и это очевидно. Здесь - большой разрыв между эмоциями и желаниями и возможностями. Наши вооруженные силы небоеспособны.

Е.А.: Не страшно сейчас в Москве писать такие антипутинские статьи?

П.Ф.: Страшно, конечно, но что делать? Страшно. Любого могут арестовать, отравить, побить, в Лефортово закатать... В принципе способны на все.

Е.А.: Большое вам спасибо - и удачи.

XS
SM
MD
LG