Записи, звучащие в программе:
“It's a Raggy Waltz”
“Bluette…”
“Far More Blue”
Альт-саксофон - Пол Десмонд; ударные - Джо Морелло; бас - Юджин Райт
Все композиции - Дэйва Брубека.
Диск Дэйва Брубека, фрагменты из которого будут звучать сегодня, задуман им как джазовая интерпретация картины Миро, написанной художником в 1925 году. Ее фотография служит как бы наглядным пособием того, что, собственно, является предметом интерпретации. Альбом “Miro Reflections” - ре-релиз долгоиграющей пластинки Дэйва Брубека, записанной в 1961 году - состоит из девяти блюзовых композиций, причем размер каждой как бы «задан» цифровым рядом в правом верхнем углу картины Миро: от трех до девяти.
Эта блюзовая сюита - так сам Брубек определил жанр своего сочинения - названа им “Time FURTHER Out”, причем слово “further” выделено заглавными буквами. И это, пожалуй, нуждается в пояснении.
Это - отсылка к названию знаменитого диска Брубека “Time Out”, в котором он начал экспериментировать с необычными размерами: вспомните его “Take 5” или “Blue Rondo a la Turke”, ставшие визитной карточкой квартета. “Time Out” - это не только перерыв, скажем, в игре - это, в каком то смысле, выход за временные рамки, игра со временем. И потому слово “further” в диске, который я показываю вам сегодня, означает, что Брубек идет «еще дальше» в своих экспериментах с размерами и, соответственно, со временем.
По словам Брубека, это и не вальс, и не рэг, а скорее - вариации и того, и другого размера в рамках двенадцатитактной блюзовой структуры. А по поводу того, как уживаются в одной композиции рэг и вальс, Брубек шутил, что ему было гораздо легче сочинить эту пьесу, чем объяснить такой, скажем, термин, как гемиола (полуторная пропорция ритмического деления), который использовали, к примеру, барочные композиторы в минуэтах.
«Я всегда думал, что гемиола - это редкая форма болезни крови, которой страдали члены испанской королевской семьи», - шутит этому поводу Брубек.
Но я не стану углубляться в теоретические рассуждения вокруг сочиненных Брубеком композиций и его экспериментов с размерами. Надеюсь, однако, вы заметите, что композиция “Bluette…”, например, в своих мелодических взлетах отсылает нас к Шопену, а ее интерпретация вновь свидетельствует о тонкости и изяществе, которые отличают исполнительскую манеру альт-саксофониста Пола Десмонда, автора знаменитой композиции “Take 5”.
«Мне кажется, что живопись Миро близка мне потому, что в своих картинах он сумел каким-то образом выразить мое восприятие музыки, мой подход к ней, - говорит пианист. - Я говорю о поисках новой перспективы, неожиданных гармоний и ритмов, которые становятся стержнем композиции. Так или иначе, мои размышление о взаимосвязи живописи и музыки, картин Миро и джаза стали толчком к созданию музыки, записанной моим квартетом для этого альбома».
Упомяну, что к моменту записи диска «Медитации на тему Миро» на «Коламбия рекордс» в 1961 году в репертуаре квартета Брубека было четыре пяти-четвертных композиций. Та, что завершает сегодняшнюю встречу, отличается от записанных квартетом, прежде всего, тем, что в ней Брубек, по его собственным словам, впервые солирует в ритмической структуре, использованной Полом Десмондом в 59 году в “Take 5”.
“Far More Blue” - это следующий логический шаг в направлении, заданном Десмондом: в ней Брубек усложняет основанные на блюзе гармонии.