Линки доступности

Как будут развиваться американо-китайские отношения? Мнения экспертов - 2004-11-26


Аналитики полагают, что во второй срок президентства Джорджа Буша проблемы отношений с Китаем займут видное место в деятельности американской администрации. Американские официальные лица и эксперты по Китаю считают, что отношения между Вашингтоном и Пекином сегодня хорошие. Два вопроса, которые будут доминировать в американо-китайских отношениях в ближайшие четыре года, несомненно, будут касаться ядерной программы КНДР, а также проблемы Тайваня.

Однако эксперт по Китаю Дэвид Лэмптон,сотрудник Школы международных исследований при университете Джонса Хопкинса, считает, что нельзя обходить вниманием и другие проблемы. Среди них он указывает на «вопросы защиты интеллектуальной собственности, подделку продукции с американскими торговыми знаками, то есть вопросы, которые несколько десятилетий не могут найти своего разрешения. Есть много нерешенных вопросов и в сфере охраны прав человека».

Аналитики отмечают еще две проблемные области в американо-китайских отношениях: укрепляющийся альянс Китая с Ираном и экономические вопросы. По словам бывшего посла США в Пекине Джеймса Лилли, экономические вопросы всегда очень высоко стояли на повестке дня любых американо-китайских переговоров.

«Торговля с Китаем всегда была проблемой для Вашингтона, - считает бывший посол. - Китай имеет колоссальное активное сальдо в торговле с Соединенными Штатами. Я полагаю, настал момент, когда мы должны обсудить с руководителями Китая коррекцию обменного курса их валюты, а также вопрос о более широком доступе американской продукции на китайский рынок, но не закрытие наших рынков для Китая».

По мнению Леона Ферта, бывшего советника по вопросам национальной безопасности экс-вице-президента Ала Гора, несбалансированность в торговой и финансовой сферах должна вызывать большую озабоченность в Вашингтоне: «Китай - впрочем, так же, как и Япония - держит в своих руках наибольший объем долговых обязательств, которые позволяют американской экономике функционировать. Между двумя экономиками сложились отношения почти взаимной уязвимости. Мы как бы зависим от китайского кошелька. Я уверен, что многие официальные лица в Вашингтоне и Пекине постоянно думают об этом, планируя развитие американо-китайских отношений».

Еще одним проблемным вопросом в этих отношениях является растущее сотрудничество Китая с Ираном. Стимулом в их отношениях тоже являются нужды экономики, указывает Дэвид Лэмптон: «Китай отчаянно нуждается в энергоносителях для сохранения высоких темпов роста своей экономики. Иран обладает огромными ресурсами природного газа и нефти. Недавно состоялись китайско-иранские переговоры и было заключено соглашение о поставках Ираном Китаю природного газа».

«Другой аспект заключается в том, что Иран, безусловно, является крупнейшим игроком в центральной Азии, - продолжает Лэмптон. - На территории Китая проживают 19 миллионов мусульман, поэтому Пекин очень хочет сохранить по возможности добрые отношения со всеми так называемыми «революционными» мусульманскими странами в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, чтобы не дать этим странам повода привести в возбуждение 19 миллионов китайских мусульман, что может плохо кончиться для правительства Китая. Поэтому Пекин хочет сохранять добрые, позитивные отношения с Ираном, которые помогут ему избежать ненужных неприятностей, с одной стороны, и удовлетворить свои энергетические потребности - с другой».

Джеймс Лилли, безусловно, согласен с тем, что Иран и Китай имеют общие энергетические интересы, но есть еще и другие соображения: «В их отношениях, к сожалению, присутствует еще и военный компонент. Китай продает Ирану оружие. Мы надеемся, что это - не оружие массового поражения, хотя на сто процентов не уверены. Поэтому я полагаю, есть некий общий интерес, который притягивает друг к другу Китай и Иран: их беспокоит гегемония США в центральной Азии. Они также озабочены расширением НАТО, а помимо всего прочего, они хотят проводить своего рода независимый курс. Мы должны очень пристально наблюдать за развитием ситуации».

«При этом, - предупреждает бывший посол, - не следует забывать о двух обстоятельствах. Япония покупает у Ирана гораздо больше нефти, чем Китай. Во-вторых, если Китай будет покупать у Ирана нефть, он должен перевозить ее морем, ибо без трубопроводов другого пути у Китая нет. Но здесь на их пути возникает наш военно-морской флот. Поэтому мы тоже имеем некий рычаг воздействия».

Аналитики считают, что сотрудничество между Тегераном и Пекином может подорвать попытки Вашингтона оказать нажим на Иран, чтобы он отказался от планов производства ядерного оружия. Эти аналитики полагают, что Китай может сыграть ключевую роль, если вопрос об иранской ядерной программе будет вынесен на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Ведь как один из постоянных членов Совбеза Китай имеет право вето и может его применить.

XS
SM
MD
LG