Линки доступности

Американо-северокорейские отношения<BR>Мнения экспертов - 2004-11-09


В ходе предвыборной кампании Джордж Буш неоднократно заявлял, что хочет решать северокорейскую ядерную проблему посредством многосторонних переговоров. Но переговоры эти пробуксовывают, и Пхеньян пока не выражает никакого желания свертывать свои ядерные проекты.

Начало последнего этапа американо-северокорейских отношений можно датировать январем 2002 года. Тогда Джордж Буш объявил, что Пхеньян, вместе с Тегераном и Багдадом, образуют «Ось зла», клику государств-парий. А в октябре 2003 года мир узнал, что Северная Корея расконсервировала свою ядерную программу и выходит из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Соединенные Штаты не хотят договариваться с Северной Кореей напрямую, предпочитая непосредственному диалогу шестисторонние переговоры с участием Китая, России, Южной Кореи и Японии.

В отличие от США, ряд стран Европы и Азии активно взаимодействуют с Пхеньяном в дипломатической, культурной и экономической сферах. Северная Корея на сегодня имеет посольства в сорок одной стране, а дипломатические контакты - со ста пятьюдесятью пятью государствами. Высказывается мнение, что, если Вашингтон не проявит уступчивости по ядерному вопросу, он останется в дипломатической изоляции.

Вместе с тем, как отмечает вашингтонский аналитик Томохико Танигучи, не следует преувеличивать и дипломатические возможности Пхеньяна: «Торговых партнеров у Северной Кореи совсем не много, причем все они - участники шестисторонних переговоров по ядерному вопросу. Кроме того, Соединенные Штаты предоставляют КНДР значительную гуманитарную помощь».

У Северной Кореи есть веские причины договариваться с Вашингтоном, но и обратное тоже верно. По мнению вашингтонского аналитика Николаса Эберштадта, второй администрации Буша-младшего следует взять на себя инициативу в отношениях с Северной Кореей, не дожидаясь пассивно шагов с ее стороны. «В ближайшее же время администрации стоит попытаться совершить прорыв в многосторонних ядерных переговорах, но при этом дать ясно понять Пхеньяну, что терпение ее не безгранично и что безрезультатные дискуссии долго продолжаться не могут», - говорит Эберштадт. Но, как подчеркивает эксперт, переговоры - не единственный способ решения ядерной проблемы Северной Кореи. На какие еще рычаги может реально надавить Вашингтон?

Силовой вариант, по мнению нью-йоркского профессора Чарльза Армстронга, исключен, по крайней мере, до тех пор, пока в Ираке идут боевые действия. Передавать северокорейский вопрос Совету безопасности ООН? Этот сценарий, как кажется Армстронгу, администрация Буша посчитает слишком рискованным: «В прошлом, как только на горизонте вырисовывалась перспектива ооновских санкций, Пхеньян грозил, что будет расценивать санкции как акт войны. В 94 году, во время клинтоновской администрации, это чуть было не привело к вооруженному конфликту».

Но даже если вопрос о санкциях будет поставлен перед Советом безопасности, нью-йоркский профессор убежден, что Россия и Китай забаллотируют резолюцию, и это, несмотря на то, что Пекин кулуарно склоняет руководство КНДР к большей гибкости.

«В самом крайнем случае, - говорит Армстронг, - Китай может пойти на то, чтобы приостановить поставки Северной Корее нефти, от которой она сильно зависит. Но даже при этом, исключительно маловероятном сценарии, я сомневаюсь, что Пекин переломит Пхеньян через колено».

XS
SM
MD
LG