Линки доступности

Хореограф, сформировавший американский танец XX века - 2004-10-31


Недавно вышла новая биография легендарного американского хореографа Джерома Роббинса под названием «Джером Роббинс. Его жизнь, его танец, его театр». Автор книги - маститый балетный критик нью-йоркской газеты «Вилледж войс» Дебра Джоуитт. В книге освещаются различные стороны жизни и творчества выдающегося хореографа - основоположника американского стиля танца, который вплоть до своей смерти в 1998 году в возрасте 80 лет оказывал огромное влияние на развитие музыкального театра в США.

В 1957 году на Бродвее был поставлен мюзикл Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история», повествующий о трагической любви современных Ромео и Джульетты из враждующих уличных банд. Режиссером и хореографом спектакля был Джером Роббинс. Его оригинальная хореография, драматическая наполненность танца, редкостное слияние трагического сюжета и музыкальных номеров открыли новую эпоху в истории музыкального театра. Роббинс увидел в гениальном произведении Бернстайна возможность максимально раскрыть на сцене тему взаимодействия человека с его окружением, показать, как большой город диктует свою волю живущему в нем маленькому человеку.

«Широта творческого диапазона Роббинса восхищает, - говорит автор книги Дебра Джоуитт. - Очень немногим хореографам удалось создать такие неповторимые, новаторские шоу, как «Вестсайдская История» и «Скрипач на крыше», и при этом оставаться признанным мэтром классического балета. Все, за что брался Роббинс, было сделано очень и очень талантливо».

Настоящее имя Роббинса - Джером Рабинович. Он родился в 1918 году в Нью-Йорке в семье евреев-иммигрантов из России. Признание пришло к нему рано, когда он ещё учился в балетной академии. В 1944 году он поставил на сцене «Америкен балле тиэтр» одноактный балет «Свободны как воздух» о любовных приключениях трех матросов в Нью-Йорке. Музыку к балету написал друг Роббинса - 25-летний Леонард Бернстайн.

Уже на следующий год авторы расширили балет, превратив его в полнометражный мюзикл, и он увидел свет рампы под названием «Увольнение в город». С тех пор спектакль Бернстайна и Роббинса остается в списке шедевров американского музыкального театра. С него и начался их многолетний творческий союз. «Мы с Леонардом всегда шутили, что в хореографическом рисунке обязательно было па, которое предложил он, а в партитуре - несколько нот, которые предложил я», - говорил Роббинс о работе со своим другом.

«Но если серьезно, - продолжал хореограф, - то работали мы так: вначале я в мельчайших подробностях описывал Леонарду настроение, атмосферу и тип движений, которые я хотел отобразить. Леонард обладал фантастическим театральным чутьем. Отталкиваясь от моих идей, он предлагал свои - так мы постоянно дополняли друг друга».

За «Увольнением в город » и «Вестсайдской историей» последовали другие выдающиеся мюзиклы - «Король и я», «Скрипач на крыше» и множество других. Но это не мешало Роббинсу работать в жанре классического балета. Он много и плодотворно работал в «Нью-Йорк сити балле», которым руководил великий американский балетмейстер Джордж Баланчин.

Среди наиболее прославленных произведений Роббинса, появившихся на сцене «Нью-Йорк сити балле», - «Клетка» на музыку Базельского концерта для струнных Стравинского, новая редакция «Послеполуденного отдыха фавна», «Концерт» на музыку Шопена, «Танцы на вечеринке» также на музыку Шопена, хореографическая версия баховских «Вариаций Гольдберга»... Джордж Баланчин называл Роббинса одним из тех редких художников, которому удалось посредством движения выразить подлинно американский дух. Не случайно, что после смерти Баланчина «Нью-Йорк сити балле» возглавил Роббинс.

Джером Роббинс прославился не только своим артистическим гением, но также непреклонностью и деспотичностью в достижении своих артистических задач. Он был груб с танцовщиками, порой даже жесток. Он безжалостно заставлял их забыть все, чему их раньше учили, и открыть свою душу и тело новым хореографическим принципам. Тем не менее танцовщики обожали Роббинса.

«Он постоянно сомневался, в начале работы зачастую не знал в точности, чего он хочет, - рассказывает Дебра Джоуитт. - Танцовщикам проходилось запоминать пять, шесть, семь, восемь, десять вариантов одного и того же движения. В довершение ко всему он окончательно всех путал, говоря: «Ну, а теперь я хочу посмотреть вариант номер три» или «Покажите мне вариант номер шесть, но вторую часть дайте мне как в первом варианте». Однако, как только окончательное решение было принято, оно становилось единственным и незыблемым».

В 1989 году Роббинс поставил мюзикл под названием «Бродвей Джерома Роббинса», включавший лучшие танцевальные номера из его спектаклей, созданных им на протяжении сорока лет. Мюзикл был удостоен нескольких премий «Тони», включая премию за лучшую режиссуру, лучшую хореографию и лучший мюзикл сезона. Джером Роббинс был удостоен множества почетных наград, включая награду Кеннеди-центра за «Выдающиеся достижения в искусстве».

Джером Роббинс умер в 1998 году. Дебра Джоуитт - единственный биограф, получивший неограниченный доступ к личному архиву балетмейстера. Ее книга раскрывает не только жизнь и творчество хореографа, но и является исчерпывающим исследованием стиля американского танца конца XX века, который во многом помог сформировать Джером Роббинс.

XS
SM
MD
LG