Линки доступности

Ограничения работы СМИ в бывших республиках СССР - 2004-10-28


Международная организация «Журналисты без границ» опубликовала свой ежегодный - третий по счету - Индекс свободы прессы. В этот список вошли страны всех пяти континентов, всего 167 стран, о которых организация смогла собрать информацию. Они расположены в строгом порядке в соответствии с тем, в какой мере в них обеспечивается свобода печати и других средств информации.

На днях Русская служба «Голоса Америки» взяла интервью у 25-летнего узбекского журналиста Руслана Шарипова, которому Всемирная газетная ассоциация присудила приз «Золотое перо» за 2004 год за проявленное им мужество в борьбу за свободу прессы в Узбекистане. Руслан Шарипов, получивший политическое убежище в США, рассказал о том, каким преследованиям и пыткам он сам и другие журналисты подвергаются в Узбекистане только за то, что пытаются писать и публиковать правду, без оглядки на требования властей и спецслужб режима Каримова.

Не удивительно, что в списке «Журналистов без границ» Узбекистан оказался на 142-м месте, лишь ненамного опередив Северную Корею (последнее, 167-е место), Бирму, Сирию, Саудовскую Аравию, КНР.

Однако ряд других стран бывшего СССР недалеко ушли от Узбекистана. Россия в Индексе свободы прессы стоит на 140-м месте. В сообщении организации «Журналисты без границ» особо отмечается, что одностороннее освещение российским телевидением трагедии в Беслане стало яркой иллюстрацией того, как Кремль осуществляет контроль над средствами информации. Многие российские и иностранные журналисты не были допущены на место трагедии, сообщения других подвергались цензуре. Официально введенная в отношении Чечни, она была распространена и на соседнюю Северную Осетию. Корреспондент агентства «Франс пресс» исчез и до сих пор считается пропавшим без вести. Летом в Москве были убиты два журналиста, в том числе американец Пол Хлебников.

Украина в Индексе свободы прессы стоит всего на две ступеньки выше России - на 138-м месте. В отчете указывается особое обострение ситуации в Украине в связи с президентской кампанией. Материалы сторонников оппозиции подвергаются жесткой цензуре, число нападений на журналистов возросло, виновные в убийстве Георгия Гонгадзе до сих пор не привлекаются к ответственности.

Однако наихудшее положение из всех бывших советских республик - в Беларуси: 144-е место. Режим Александра Лукашенко не терпит никакой критики. В Беларуси принимаются самые жестокие меры, чтобы заставить замолчать последние независимые голоса. В преддверии референдума и выборов 17 октября Министерство информации запретило или приостановило десять независимых газет под различными формальными предлогами. Закрыто следствие по делу об исчезновении в 2000 году оппозиционного журналиста Дмитрия Завадского. Мало кто сомневается, что он был устранен самими властями.

Неблагополучно также положение в Грузии, опустившейся на 94-е место, - в основном из-за беспорядков в Аджарии и Абхазии, где журналистам не дают свободно работать, подвергают угрозам и насилию. Еще хуже положение в Азербайджане, где после президентских выборов 2003 года пошло наступление на свободу прессы. Около ста журналистов подверглись нападениям и задержанию в ходе беспорядков, последовавших за выборами. В Индексе свободы прессы Азербайджан скатился на 136-е место.

Среди стран других регионов в сообщении организации «Журналисты без границ» особо отмечается Куба. По числу журналистов, брошенных в тюрьмы, эта маленькая страна почти не уступает гиганту из гигантов - Китаю. На «Острове свободы», как называли в Советском Союзе Кубу Фиделя Кастро, в тюрьмах сидят 26 журналистов, причем они приговорены к срокам заключения от 14 до 27 лет. В Китае в тюрьмах находится всего на одного журналиста больше - 27. В индексе репрессивных режимов большой коммунист недалеко ушел от маленького: КНР занимает 162-е место, Куба - 166-е, то есть второе от конца.

XS
SM
MD
LG