Линки доступности

Почему Европа не понимает Америку - 2004-10-27


Меньше чем за неделю до выборов в США европейцы завистливо смотрят на другой берег Атлантики, сожалея, что не могут принять участия в голосовании. Впервые в недавней истории спор о том, кто придет в Белый Дом, вызывает у традиционных союзников Вашингтона такой взрыв эмоций.

Администрация Буша непопулярна в Европе. Три из четырех респондентов недавнего опроса, проведенного германским Фондом Маршалла, заявили, что не одобряют нынешней внешней политики Америки. Неприязнь европейцев к бушевской администрации вызвана целым комплексом причин - от войны в Ираке до отказа Вашингтона ратифицировать Киотский протокол. Не проходит и дня, чтобы редакционные статьи европейских газет не бичевали американское руководство за «односторонность», под которой здесь понимают готовность США действовать без консультаций с союзниками.

Это обусловлено тем, отмечает издатель британских газет «Скотсмен» и «Бизнес тудэй» Эндрю Нил, что решения, принимаемые Белым Домом, затрагивают европейцев в той же мере, что и американцев: «Европа хочет видеть в США лидера, но при этом хочет, чтобы ее голос принимался во внимание. Вот почему так много европейцев хотело бы принять участие в американских выборах».

По данным всемирного опроса, проведенного десятью газетами, европейцы с огромным перевесом отдали бы свои голоса за Керри - даже в Великобритании, ближайшем союзнике Вашингтона.

Либеральная британская газета «Гардиан» призвала своих читателей направлять письма жителям округа Кларк в штате Огайо, призывая их голосовать за Керри. Но заморская попытка повлиять на исход выборов окончилась конфузом: ее подвергли критике все, включая демократов.

Европейцы не могут уразуметь сложной системы выборов президента в Америке, где победитель получает все голоса выборщиков штата. Равным образом не могут они понять, почему президент Буш пользуются популярностью у половины электората.

По словам главы Берлинского отделения Института Аспина Джефри Гедмина, он не раз пытался объяснить европейцам, что хотя убеждения Джорджа Буша идут в разрез с позицией политического мейнстрима Европы, президент говорит языком американской глубинки и, что важнее, отражает взгляд Америки на свою роль в мире:

«Многие в Америке, слушая хозяина Белого Дома, говорят: «Этот парень - один из нас. Он говорит, что думает и действует, как говорит». Многих европейцев это не устраивает. Возьмите проблему ядерных установок в Иране. И Буш, и Керри, и министр иностранных дел Германии заявляют: мы не допустим, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием. Разница в том, что Джордж Буш действительно так считает и готов принять соответствующие меры. Некоторых европейцев это пугает».

Обозреватель французского телевидения и автор недавней книги «Буш-Керри: две Америки» Кристин Окран подчеркивает, что в Старом Свете не отдают себе отчета в том, в какой степени трагедия 11-го сентября изменила мироощущение американцев. Точно также европейцы мало знают о сенаторе Керри и его платформе, но предпочитают его президенту Бушу в надежде, что президент-демократ внесет перемены в атмосферу трансатлантических отношений.

Европейцы, следившие за президентскими дебатами, говорят, что им по душе стиль Керри, - отмечает Джефри Гедмин: «Это, с одной стороны, важное, но, с другой, - абсолютно поверхностное впечатление. Джон Керри им нравится потому, что он говорит по-французски, был сыном дипломата, подростком жил в Европе и десять раз на дню повторяет слова «многосторонний мир».

Европейцы, похоже, не сознают, что у сенатора Керри всегда будет гораздо больше общего с президентом Бушем, чем с президентом Шираком и канцлером Шредером - двумя главными противниками войны в Ираке, продолжает газетный издатель Эндрю Нил: «Суть не в Керри и Буше, а в глубоком системном различии между Старым и Новым Светом. Америка верит в использование военной мощи, поскольку обладает ею. Америка-гипердержава ощущает себя в опасности. Европа сегодня не обладает военной мощью, поэтому выступает против ее применения. Она склонна действовать через международные структуры и соглашения. Это - не позиция силы, а позиция слабости».

Кроме того, напоминает Нил, Европа в высокой степени секулярна, а Соединенные Штаты - высоко религиозна, и уже одно это указывает на то, что трансатлантический разлом будет расширяться независимо от исхода президентских выборов 2 ноября: «Хорошо это или плохо, но Европа и Америка двинулись каждая своим путем. Если президентом станет Керри, этот процесс замедлится. Если останется Буш, процесс ускорится».

Большинство европейских аналитиков сходится в одном: ни тот, ни другой кандидат в президенты США не должен рассчитывать, что Европа поддержит коалицию в Ираке и облегчит там положение американских войск.

XS
SM
MD
LG