Российское правительство с интересом следит за напряженной предвыборной гонкой в США. Президент Владимир Путин в завуалированной форме дал понять, что отдает предпочтение нынешнему американскому президенту Бушу перед его соперником сенатором Джоном Керри.
Как заявил недавно представитель Кремля по связям с прессой, администрацию Путина радует, что оба кандидата на пост американского президента считают необходимым поддерживать тесные связи с Россией. Однако, по мнению многих аналитиков, включая Бориса Макаренко, заместителя руководителя Центра политических технологий, у российского лидера все же существует предпочтение.
«Думаю, все понимают: Путин недвусмысленно дал понять, что проигрыш президента Буша будет означать победу международных террористов, - говорит Макаренко. - Это действительно далеко идущее заявление зарубежного лидера о выборах в Соединенных Штатах. То есть Путин почти отчетливо показывает, что, хотя он, разумеется, уважает выбор американского народа, он чувствовал бы себя намного комфортнее в случае переизбрания Буша».
Макаренко ссылается на недавние комментарии российского президента, которые, по мнению многих московских наблюдателей, содержат прямую поддержку президента Буша: «Путин говорит, что, по его мнению, целью международного терроризма является причинение максимального ущерба кампании по переизбранию Буша».
По словам Бориса Макаренко, поддержка Буша со стороны российского лидера не является неожиданностью. Как указывает аналитик, оба президента считают, что их страны подверглись жестоким террористическим нападениям, после которых они решили совместно бороться с международным терроризмом.
Однако россияне вовсе не обязательно разделяют взгляды Путина по данному вопросу, замечает сотрудник Московского центра Карнеги Маша Липман: «В ходе недавнего, августовского опроса общественного мнения 20% респондентов заявили о своих симпатиях к сенатору Керри, 13% - к президенту Бушу, 24% заявили, что им не нравится ни тот, ни другой, и 14% сказали, что им нравятся оба, при этом 20% затруднились ответить вообще. То есть, как видим, лишь около трети россиян предпочитают одного кандидата, отвергая другого. Остальные так или иначе говорят, что им все равно».
Маша Липман ссылается на другой недавний опрос, согласно которому 60% россиян считают, что американцы отрицательно влияют на Россию, а положительное отношение к США высказали лишь менее трети респондентов.
Многие россияне, продолжает Маша Липман, в штыки приняли недавнее замечание сенатора Керри, сделанное в ходе заключительного тура предвыборных теледебатов, о том, что в данный момент Россия не движется в направлении свободы. По ее словам, россияне весьма болезненно реагируют на имидж своей страны за рубежом и хотят, чтобы Россию уважали как супердержаву.
Независимо от исхода выборов американского президента 2 ноября политика США в отношении России, по мнению Бориса Макаренко, не претерпит существенных изменений. «Я не ожидаю коренных перемен - ни в целом, ни по конкретным направлениям внешней политики, - говорит он. - Внешняя политика в США носит двухпартийный характер. Что же до России, то каждый новый американский президент будет заинтересован в поддержке добрых отношений с Россией, в продолжении сотрудничества против террора и по многим другим вопросам как глобального, так и регионального характера».
По словам Макаренко, единственной ключевой сферой разногласий был Ирак, когда президент Путин возражал против решения Буша начать там войну.