Общественные организации, работающие в Центральной Азии, как иностранные, так и отечественные, все больше раздражают власть имущих своим вмешательством в государственные дела. Правители в регионе отмечают их роль в свержении режима Шеварднадзе в Грузии и с тревогой вопрошают: «А что дальше?».
Сотрудник известной правозащитной организации Human Rights Watch Аллисон Гилл работает в Узбекистане. «Практика пыток в Узбекистане распространена повсеместно, и у нас есть этому документальные подтверждения, - говорит она. - Это пытки во время предварительного заключения, пытки во время суда, нацеленные на получение признания, и пытки как мера наказания в тюрьмах».
Любые исламистские партии в Узбекистане запрещены; среди прочего, власти обвиняют исламистов в подрыве посольств США и Израиля в июле этого года. «Власти многие годы преследуют даже вполне лояльных мусульман, если они принадлежат к религиозным организациям, не разрешенным официально, - говорит Аллисон Гилл. - Молиться в таких местах - значит нарушать закон. В санкционированных же организациях имамам надо получать «визу» на проповеди от инстанций, надзирающих за культовыми учреждениями».
Гражданское общество, за которое ратуют правозащитники, власти считают дестабилизирующим. «Пространство, занимаемое гражданским обществом, все время сужается под прессингом властей; активистов преследуют либо чинят им всевозможные бюрократические препятствия», - жалуется Аллисон Гилл.
У директора узбекской программы организации Freedom House Мьюши Север мнение не столь пессимистическое: «У меня нет ощущения, будто власти не желают нашего присутствия в Узбекистане. Напротив, у нас есть свободный доступ к чиновникам, и на наши заботы они откликаются вполне адекватно. Узбекистан хочет быть полноправным членом международного сообщества, просто их порой подводит отсутствие дипломатического такта».
Президента Кыргызстана Аскара Акаева считают одним из наиболее умеренных правителей в Средней Азии. По конституции он должен оставить свой пост в 2005 году, однако полной уверенности в том, что он это сделает, ни у кого нет. В недавно опубликованной статье «Экспорт демократии - экспорт революции» Акаев, в частности, пишет: «Международные политтехнологи не знают подлинных реалий наших стран. Они носятся по миру с панацеями типа «бархатных революций» и замутняют сознание народа. Аутентичная демократия, на мой взгляд, должна вызревать в недрах национальной истории, а не навязываться извне».
Того же мнения придерживается Организация American Council for International Education, которая оплатила семистам юношам и девушкам из Узбекистана год учебы в США. «Мы хотим расширить интеллектуальные горизонты наших подопечных, познакомить их с западными ценностями и дать им стимул к тому, чтобы медленно, но верно продвигать современные идеи у себя на родине. Работой с узбекскими ребятами мы были очень довольны», - говорит сотрудник организации Эрик Джейкоб.
Одним из его подопечных был Туйчи Мелибаев, который жил в американской семье в городе Биксби в Оклахоме. «На очень важном этапе жизни, когда у человека формируются общественные ценности, я целый год провел в США и познакомился с идеями, с которыми вряд ли бы столкнулся у себя дома в Узбекистане, - вспоминает он. - Я смог взглянуть на свою родину со стороны и оценить ее достоинства и недостатки лучше, чем если бы я оставался в мире привычных идей и представлений».
Подобный настрой отмечается и у взрослых людей, говорит Дэвид Смит - сотрудник работающей с Узбекистаном организации Civic Advocacy Support Program: «Мы знакомы со многими высокопоставленными чиновниками в Узбекистане, которые искренне заинтересованы в улучшении жизни своего народа и для которых действующая традиционная система крайне обременительна».
Нелегка жизнь общественных организаций в Центральной Азии: они должны думать и своих подшефных, и о собственном выживании.