Линки доступности

Конгрессмен Том Лантос: новый закон стал необходимым из-за подъема антисемитизма - 2004-10-20


В минувший уикенд обе палаты Конгресса приняли, а президент Джордж Буш подписал закон под названием «Акт по глобальному мониторингу антисемитизма». Инициатором этого закона выступил Том Лантос - член Палаты представителей из штата Калифорния, единственный конгрессмен, переживший Холокост.

Том Лантос - один из старейших и наиболее уважаемых членов Конгресса - выходец из Венгрии. В годы Второй мировой войны он еще подростком был участником антифашистского сопротивления, а после войны - участником антикоммунистического студенческого движения.

С 1981 года он каждые два года избирается в Конгресс. Как политик, законодатель и общественный деятель Том Лантос особенно активен во всем, что касается защиты прав человека - как в самих Соединенных Штатах, так и во всем мире. Конгрессмен Лантос дал интервью Русской службе «Голоса Америки» из своего офиса в Калифорнии.

Семен Резник: Скажите, пожалуйста, г-н Лантос, почему Вы считаете важным именно сейчас принятие закона о мониторинге антисемитизма в глобальном масштабе?

Том Лантос: Этот закон - очень важная мера, это важный этап, и я особенно рад тому, что все мои коллеги в Палате представителей и Сенате одобрили его, не было никакой оппозиции, и президент тотчас же подписал этот законопроект, так что он стал законом. К сожалению, наблюдается рост антисемитизма в ряде стран Европы. Безусловно, очень силен антисемитизм в арабских странах и мусульманских общинах. И я считаю важным для США как ведущей демократической страны мира следить за проявлениями антисемитизма и принимать все меры, какие имеются в нашем распоряжении, для прямой и косвенной борьбы с антисемитизмом.

Мы знаем, куда это ведет. Холокост возник не внезапно. Ему предшествовали десятилетия антисемитской пропаганды, преследований. И я полагаю непреложным для всех нас, кто верит в преимущества свободного, открытого и демократического общества, чтобы люди всех политических и религиозных убеждений могли жить в условиях свободы и безопасности. Так что я очень рад, что моя инициатива была поддержана обеими палатами Конгресса и президентом.

С.Р.: Но ведь была оппозиция в государственном департаменте...

Т.Л.: Да, некоторая оппозиция в госдепартаменте была, но мы смогли ее преодолеть. Государственный департамент подчиняется президенту, и он теперь должен действовать так, как обязывает закон.

С.Р.: ...Их аргументация сводилась к тому, что нет нужды в таком новом законе, что Госдепартамент и без того отслеживает нарушения прав человека, а особый закон об антисемитизме может быть воспринят как фаворитизм по отношению к евреям. Вы очень жестко отвергли такой аргумент. Не могли бы вы сказать для наших слушателей в России, каковы ваши аргументы?

Т.Л.: Аргумент госдепартамента, будто это демонстрация фаворитизма, - это абсурд. В основе моего законопроекта лежало как раз то, что недопустимо выделение евреев как особого объекта преследований и дискриминации. Так что речь идет не о каких-то привилегиях для отдельной группы, а о реакции на проблему. И я испытываю удовлетворение, что Конгресс и президент приняли правильное решение.

С.Р.: Насколько важен этот закон для сегодняшней России?

Т.Л.: Для нас ясно, что президент и правительство России не проводят прямой антисемитской политики, но значительные сегменты российского общества демонстрируют антисемитские тенденции. Очень важно, чтобы посольство США в Москве и сам посол Александр Вершбоу внимательно следили за этими тенденциями и принимали соответствующие меры.

С.Р.: Считаете ли вы, что деятельность в этом направлении неправительственных правозащитных организаций недостаточна?

Т.Л.: К сожалению, произошел подъем антисемитизма, и из-за этого принятие специального закона стало совершенно необходимым.

С.Р.: Спасибо, конгрессмен Лантос, до свидания.

XS
SM
MD
LG