Линки доступности

Почему Америка стала «правой нацией» - 2004-10-13


Если судить по опросам электората, может показаться, что политическая карта США поровну поделена между «синими» и «красными» - этими условными цветами американские СМИ обозначают регионы, голосующие за демократов и республиканцев. Однако в реальности, независимо от того, кто из участников нынешней гонки въедет в Белый Дом, Америка была и останется глубоко консервативной страной. К такому выводу пришли Джон Миклтуэйт и Адриан Вулдридж, авторы только что вышедшей книги "Правая нация: власть консерватизма в Америке"[John Micklethwait, Adrian Wooldridge The Right Nation: Conservative Power in America The Penguin Press, 2004].

Она может служить иллюстрацией к тому известному факту, что «большое видится на расстоянии»: книгу написали сотрудники лондонского еженедельника «Экономист». Как отметил обозреватель Джордж Уилл в газете «Вашингтон пост», это не случайность - американские авторы обычно больше связаны политическими пристрастиями, мешающими им увидеть собственную страну в объективном свете.

Книга Миклтуэйта и Вулдриджа фокусирует внимание на особенностях Америки, контрастирующих с картиной остальных индустриально развитых стран. Так, американцам в массе претит идея государственного регулирования. Ради ее недопущения они готовы терпеть высокий разрыв между доходами богатых и бедных граждан. В Англии, пользующейся заслуженной репутацией «страны неравенств», этот показатель составляет 1:20; в Соединенных Штатах - 1:38.

Америка - единственная из богатых стран, не имеющая общенациональной системы здравоохранения и оплаченного отпуска по беременности и родам. Американцы в большинстве выступают за право владения личным оружием, смертную казнь и строгие судебные приговоры. Процент заключенных в Штатах сегодня в 5 раз выше, чем в Великобритании, считающейся между тем самой жесткой страной нынешней Европы.

Примеры можно множить. Интересней другое: чем объясняют авторы особенности американцев? Миклтуэйт и Вулдридж усматривают причину в истории США. Все знают, что первые европейские поселенцы отправились за океан в поисках свободы. Но мало кто помнит, что в первую очередь они искали место для беспрепятственного отправления религии. И «аномальная», по характеристике авторов, религиозность продолжает оставаться отличительной чертой современной Америки.

Молитвы звучат в половине ее домов. Религиозность побуждает американцев воспринимать мир в терминах индивидуальной добродетели, а не в форме борьбы социальных сил, привычной для европейского сознания. Религиозность и связанная с ней протестантская этика обусловили и другое качестве американцев: лишь треть из них считает, что успех в жизни зависит от обстоятельств, неподвластных человеку. В Германии в этом уверены 68% опрошенных.

Ни один серьезный политик в Штатах не станет поощрять характерное для либерализма вмешательство общества и государства в дела граждан. «Недоверие к чиновникам вошло к генетический код американцев», - пишут Миклтуэйт и Вулдридж. Они напоминают интересный факт: в 1935 году, в разгар Великой депрессии, опросы показали, что 59% американцев недовольны слишком высокими тратами администрации Рузвельта. И это в момент, когда программа общественных работ спасла от голода сотни тысяч людей.

В 1980 году Рейган одержал победу, ополчившись на «слишком разросшееся правительство». Главными достижениями администрации Клинтона считают реформу государственных пособий для малоимущих, рост котировок акций и сокращение трехсот пятидесяти тысяч ставок бюрократов. Для сенатора Керри наибольшую опасность представляет ярлык «либерала» - независимо от того, насколько он соответствует действительности. С таким реноме шансы кандидата на ноябрьских выборах сведутся к нулю.

Америка, заключают Миклтуэйт и Вулдридж, одна из старейших демократий с отлаженным конституционным режимом. Тем не менее она - единственная из развитых стран мира, никогда не имевшая левого правительства. И такой оборот маловероятен в обозримом будущем для «правой нации».

XS
SM
MD
LG