Линки доступности

Выставка «Кальдер - Миро» в музее Филлипса - 2004-10-09


В художественном музее Филлипса в Вашингтоне открылась выставка двух гигантов современного искусства - американца Александра Кальдера и испанца Хуана Миро. Такая выставка -явление редкое, и ее ожидали давно и с большим нетерпением. Организованная совместно швейцарским фондом Foundation Beyeler в Базеле и музеем Филлипса, выставка «Кальдер - Миро» дает яркое представление о творчестве двух ведущих представителей современного искусства ХХ столетия.

Дункан Филлипс был одним из первых американских коллекционеров работ Кальдера и Миро, «вторым чутьем» понимая, что им суждено произвести революцию в современном искусстве. Поэтому не удивительно, что выставка экспонируется в музее Филлипса. Он занимает особое место среди американских художественных музеев. Это первый в США музей современного искусства и один из самых любимых музеев жителей американской столицы.

Наследник владельца сталелитейной компании Jones&Phillips Дункан Филлипс в 1918 году решил создать музей современного искусства в память об отце и брате, которые скончались в одном и том же году. В 1921 году он открыл две комнаты фамильного особняка в центре Вашингтона для посетителей. Филлипс считал, что показ произведений искусства в уютной обстановке частного дома, а не в огромных музейных залах, поможет людям взглянуть на эти произведения глазами их создателей и самого коллекционера. Вскоре Дункан Филлипс переехал в другой дом, а фамильный особняк отдал под музей.

В коллекции музея - две с половиной тысячи работ таких европейских мастеров импрессионизма, постимпрессионизма и раннего модернизма, как Ренуар, Боннар, Матисс, Моне, Дега, Сезанн, Пикассо, Брак и Кле, и американских - Джорджии О'Кифф, Джейкоба Лоренса, Артура Дава, Милтона Эйвори, Марка Ротко и других.

На выставке «Кальдер - Миро» представлено более 100 работ - живопись, скульптура, коллаж. Некоторые из этих работ никогда раньше не показывались. Особое внимание привлекают две работы: огромное настенное абстрактное панно Миро для отеля «Хилтон» в Цинциннати и «мобиль» Кальдера «Двадцать листьев и яблоко», выполненные в 1947 году по заказу города Цинциннати.

Существует три типа «мобилей» Кальдера - подвешиваемые к потолку, устанавливаемые на стенде и прикрепляемые к стене. Название «мобиль» было предложено другом Кальдера художником Марселем Дюшаном. Кальдер был также изобретателем другого типа скульптуры - stabile («стабили» - неподвижные объекты), имя, которым дал его друг испанец Хуан Миро. Все три типа «мобилей» можно видеть на выставке в Вашингтоне.

Александр Кальдер (его фамилию по-русски произносят также «Колдер» и «Калдер») родился в Лотоне, штат Пенсильвания, 22 июля 1898 года в семье скульптора. Учился в Стивенском технологическом институте в городе Хобокен (Нью-Джерси). В 1923 - 1926 гг. занимался в нью-йоркской Лиге студентов-художников, где испытал влияние «школы мусорных ящиков» (ashcan school). С 1924 года зарабатывал на жизнь, публикуя в газетах репортажные рисунки. В 1926 году приехал в Париж и поступил в академию Grande Chaumière.

Постепенно Александр Кальдер нашел свою творческую нишу, изготовляя маленькие фигурки из проволоки; он собрал из них даже целый миниатюрный цирк. Под влиянием голландского художника Пита Мондриана с 1930 года Кальдер перешел к чисто абстрактным формам, первоначально геометричным, затем более биоморфным. Он занимался станковой живописью, ювелирным искусством, неоднократно выступал как книжный иллюстратор.

Для абстрактных работ Кальдера характерны ясные, гибкие, красочные и тщательно обработанные формы. Он впервые в своих скульптурных объектах использовал и сочетал естественные и искусственные материалы: проволоку, металлические пластины, дерево и бронзу.

Испанский живописец, скульптор и график Хуан Миро - один из ведущих представителей сюрреализма. Его искусство - это имитация наивности детского рисунка посредством обращения к алогичным ситуациям и формам.

Хуан Миро родился 20 апреля 1893 г. в Барселоне. С 1907 года учился в Школе изящных искусств Лоньи и одновременно в Школе коммерции. В 1912 году Миро записался в Школу искусств Франсиско Гали, где начал заниматься рисунком «на ощупь», который лег в основу его последующего интереса к скульптуре. Первая выставка произведений Миро состоялась в 1918 году в галерее Дальмау в Барселоне, где была представлена одна из наиболее заметных картин того времени - «Следы повозки».

В 1956 году Миро переезжает в Пальма-де-Мальорка и в последующие годы создает ряд монументальных керамических панно.

Кальдер и Миро выставлялись вместе и раньше, но выставка в музее Филлипса - первая широкомасштабная совместная экспозиция ведущего американского скульптора-модерниста и испанского художника, «духовного отца» современного авангарда.

Выставка «Кальдер - Миро» представляет редкую возможность наблюдать за визуальным диалогом двух крупнейших художников-новаторов XX столетия. Выставка прослеживает возникновение нового словаря в абстрактном искусстве в контексте их пятидесятилетней дружбы.

XS
SM
MD
LG