Двадцать лет назад жители Советского Союза впервые услышали экзотическое слово «Чатоква». Политические комментаторы разъяснили, что это - название дачного поселка в штате Нью-Йорк, где прошла встреча представителей американской и советской общественности, жаждавшей улучшения взаимопонимания. Но Чатоква - не только курортное местечко. Так именовались в Америке собрания, ассамблеи единомышленников, съезжавшихся для пополнения своего культурного багажа.
По поводу происхождения слова «чатоква», пришедшего из языка индейцев-ирокезов, есть несколько версий. Одна утверждает, что термин означает связанные мокасины, другая - перевязанный посредине мешок, третья - прыгающую рыбу. Спор разрешить некому, поскольку знатоков ирокезского языка не осталось.
Обратимся поэтому к достоверным фактам. С последней четверти XIX века жители крупных американских городов стали вывозить на лето семьи на берега озер и рек, где возникали фанерно-палаточные лагеря. В них кипела напряженная интеллектуальная, культурная и спортивная жизнь: выступали оркестры и исполнители, читали лекции ученые, устраивали состязания по ораторскому искусству и игровым видам спорта. Эти летние ассамблеи назвали «чатоквами».
Их закат совпал с Великой депрессией 30 годов прошлого века, когда у многих американцев пропали сбережения. Одновременно получил расцвет кинематограф, куда горожане валили толпами, чтобы забыть горести и заботы. Гуманитарные выезды на природу потеряли привлекательность. Чатоквы как явление исчезли. Кроме одной: оригинальная Чатоква - курортный поселок на берегу озера Эри в штате Нью-Йорк - жив и действует. Звук колокола на башне в центре городка оповещает о начале вечернего мероприятия. Приезжие стекаются к курзалу, где сегодня выступает знатный гость. Это - Ричард Смаккер, президент известнейшей огайской фирмы по производству варенья и джемов. Но темой выступления он выбрал не полезность своей продукции для организма, а деловую этику: «Этика играет в бизнесе важнейшую роль, на ней зиждется наша демократия, вся система рыночного предпринимательства, - говорит Смаккер. - Если мы, жители демократического общества, начнем воспринимать рынок как место, где нас обманывают или нами манипулируют, свободно-рыночные отношения превратятся в базар…»
Слушать лекцию и участвовать в обсуждении необязательно. Если вас тянет на природу, можно отправиться на прогулку по лесу или покататься в лодке по озеру. Если хочется чего-то высокого, можно пойти на органный концерт: Ранние чатоквы часто носили религиозный характер. Первый просветительский летний лагерь устроили в 1874 году два активиста методистской церкви, пригласившие на чатокву представителей других конфессий. «Ими двигала идея о том, что между священным и мирским, между человеком и природой не должно быть преград, - рассказывает архивист Джонатан Шмитц. - Примечательно, что на раннем этапе чатоквы особо привлекали женщин - в те времена большинство из них не работало вне дома; к тому же мужья часто не могли бросить бизнес и уехать из города. Женщины получали возможность продолжить образование в летнем лагере.
В курортном поселке Чатоква на западе штата Нью-Йорк находили приют писатели и поэты, которых привлекала творческая атмосфера. Лето 1925 года здесь провел Джордж Гершвин, посвятивший курорту написанную тут сонату.
В те времена Чатокву именовали «лечебницей души и ума». Сейчас так не говорят: эпоха менее романтична. Зато более массова: минувшим летом в самой Чатокве и в поселках вокруг нее побывало более ста пятидесяти тысяч человек.