Линки доступности

Почему Владимир Воронин не поехал в Астану - 2004-09-17


В Астане завершил свою работу саммит глав государств и правительств СНГ. Молдову на этом форуме представлял только премьер-министр страны Василий Тарлев. Выступая на заключительной пресс-конференции, глава молдавского кабинета министров категорически отверг утверждения о том, что Молдова якобы ввела экономическую блокаду приднестровского региона.

Впервые о недееспособности СНГ как структуры заговорили на кишиневском саммите СНГ в 1997 году. Тогда такого рода заявления вызвали большой переполох. Со временем об этом стали говорить больше и чаще, и даже пошли по пути создания структур в структуре. С начала было создано ЕВРАЗЭС , а потом и ЕЭП - союз стран Единого Экономического Пространства, в который входят Россия, Украина, Беларусь и Казахстан.

В прошедшие сентябрьские дни в Астане проходили одновременно два саммита: один саммит стран СНГ, а другой - стран ЕЭП. Это разделение и стало одним из поводов, по которому президент Молдовы Владимир Воронин решил не ездить в Астану.

«ЕЭП - это высокий уровень прагматики, у президентов четырех стран есть реальная, а не виртуальная повестка дня, - сказал глава молдавского государства в одном из интервью, - тогда как саммит СНГ - это своеобразная массовка вокруг «основного блюда», то есть ЕЭП».

Какое-то время тому назад Воронину приписывали субъективность в отношении к ЕЭП. По мнению некоторых, тем, что Молдову не пригласили в эту структуру, задели тщеславие молдавского лидера. Но перед саммитом в Астане Владимир Воронин дал четкое объяснение тому, почему республика не может участвовать в союзе Еденного Экономического Пространства. «Молдова уже является членом Всемирной Торговой Организации, и это качество не позволяет нам играть по каким-либо иным правилам, - сказал Воронин, - тогда как России, Украине, Белоруссии и Казахстану только предстоит пройти этот путь, и для них синхронное вхождение в ВТО является наиболее оптимальным вариантом».

Есть еще один не менее, а даже более важный мотив, по которому республика не может связывать себя обязанностями с такой структурой, как ЕЭП. «Молдова твердо определилась в своих интеграционных приоритетах. Они являются европейскими, - сказал Владимир Воронин. - Нынешней осенью будет подписан двухсторонний план действий ЕС-Молдова, а это, - добавил глава государства, - обязывает нашу страну модернизировать не только законодательство, но и весь государственный менеджмент».

Что же касается оценки деятельности и действенности СНГ, то Владимир Воронин был достаточно критичен. По его мнению, потенциал Содружества не используется в полную силу, а все попытки реформировать эту структуру оказались безрезультатными.

«За последнее время Молдова даже установила своеобразный рекорд по числу ратифицированных соглашений, - заявил Владимир Воронин. - Тем не менее интеграционная динамика СНГ идет на спад». Глава молдавского государства полностью разделяет мнение тех, кто считает, что СНГ остался просто «клубом государств, некогда входивших в СССР».

Хотя никаких официальных декларации на этот счет не было сделано, но, по мнению многих еще одной причиной, по которой Воронин не поехал в Астану, является безрезультатное участие посредников - России и Украины - в решении приднестровского конфликта. А напряженность тем временем продолжает нарастать. Одна молдавская школа в Рыбнице, другая в Тирасполе по вине приднестровских лидеров до сих пор не открыты. Приезд в Молдову специального представителя Москвы Игоря Савольского увенчался лишь обещаниями.

Соседняя Украины продолжает пропускать через свои таможенные посты приднестровские товары без сопроводительных документов официально признанного государства. Президент Леонид Кучма даже заявил в Астане, что Украина не поддерживает «экономическую блокаду», якобы введенную Кишиневом, и она не допустит, чтобы эта «блокада» реализовывалась руками соседнего государства. Представители официального Киева добавили к этому, что Украина - лишь страна транзита, так что «голова должна болеть» теперь у европейских стран. Подобная декларация звучит особенно многозначительно в контексте желания Украины интегрироваться в Евросоюз.

Коль скоро «весы интереса» Украины существенно перевешивают в сторону Приднестровья, нежели в сторону Евросоюза, то становится понятным, почему декларации молдавского премьера Василия Тарлева в Астане не были услышаны. А он объяснял, что Кишинев претендует только на то, чтобы экономические агенты, действующие в восточном регионе республики, зарегистрировали свою деятельность в соответствующих структурах официально признанного государства.

У России и Украины выработалась общая точка зрения относительно возможности изменения формата переговоров. Леонид Кучма, к примеру, заявил, что у Молдовы была возможность решить приднестровскую проблему, подписав так называемый «план Козака». По мнению российского президента, изменение формата переговоров не гарантирует успеха в урегулировании конфликта, а сами переговоры превратятся в простой дискуссионный клуб. И Кучма, и Путин уклонились от комментариев по поводу того, изменятся ли отношения их стран по отношению к Молдове в случае расширения формата переговоров.

XS
SM
MD
LG