Линки доступности

США и государственные реформы в России - 2004-09-16


В среду президент Джордж Буш выразил обеспокоенность последними реформами системы государственной власти в России, которые могут подорвать устои демократии. «Голос Америки» попросил прокомментировать это заявление профессора политических наук университета «Эмори» Томаса Ремингтона.

В США профессор Ремингтон является признанным экспертом в области законодательной политики и отношений различных ветвей власти в России. Он - автор многочисленных публикаций на эти темы. Недавно в свет вышла его книга об эволюции российского парламентаризма в период 1989-1999 годов.

Алекс Кэмпбелл:
Насколько серьезно происшедшее? Является ли заявление Буша «дружеским советом», дежурной фразой или оно выражает действительную озабоченность администрации?

Томас Ремингтон:
Я думаю, что в администрации в Вашингтоне действительно разделяют озабоченность, которую очень многие аналитики, наблюдатели и в России, и в США, и вообще на Западе выражают в эти дни в ответ на последние инициативы президента Путина. Но я бы сказал, что мягкость выражений президента Буша много о чем говорит. То есть, Америка не намерена позволять этим изменениям в государственных структурах существенно повлиять на ход наших взаимоотношений.

А.К.:
Накануне с аналогичным заявлением выступил государственный секретарь США Колин Пауэлл. Он выразил озабоченность, однако затем российская сторона весьма резко прореагировала на это заявление Пауэлла. В частности, глава МИДа России Сергей Лавров назвал утверждения госсекретаря об ущемлении демократии безосновательными. Как вы думаете, последует ли реакция на заявление президента Буша со стороны России?

Т.Р.:
По-видимому, да. Наверно президент Путин будет считать своим долгом ответить на эти высказывания президента Буша. Но они понимают, что по существу Америка не хочет нарушить те, довольно дружеские отношения, которые создавались между нашими государствами. Конечно, и президент Буш, и президент Путин прекрасно понимают, что очень многое сейчас оправдывается во имя борьбы с терроризмом. И оба государства действительно принимают ряд мер, которые могут рассматриваться, как нарушение бывших устоев демократии. Так что, ни президент Буш, ни президент Путин не могут слишком далеко заходить, чтобы не позволить эти последним обменам как-то существенно изменить наши отношения.

А.К.:
Как, по-вашему, повлияют ноябрьские президентские выборы на американо-российские отношения? В случае победы нынешнего президента, Буша и в случае прихода демократической администрации.

Т.Р.:
Я не думаю, что после выборов мы увидим существенные изменения в этих отношениях. В случае победы сенатора Джона Керри, я думаю, что, в конце концов, логика вещей, действительность наших общих проблем, особенно - в перспективе нашей общей борьбы с терроризмом, определит ход наших отношений. Сейчас, по-моему, становится закономерным, что соперники ругают нынешнюю администрацию за политику в отношении России…

А.К.:
Но так было и четыре года назад - Буш резко критиковал Клинтона за то, что тот установил слишком близкие, дружеские отношения с Россией…

Т.Р.:
Вот именно. Совершенно верно. И Кондолиза Райс в своей знаменитой статье накануне выборов довольно мягко, но критиковала администрацию Клинтона за то, что мы, мол, недостаточно протестовали против методов, которые были использованы Россией в отношении Чечни. А теперь сенатор Керри, как кандидат, делает то же самое - критикует Буша за то, что в России ущемляют права граждан и нарушают общие принципы демократии, а Буш как-то мягко выражает свою озабоченность. Это, по-моему, театр избирательной кампании.

А.К.:
Вернемся к последним решениям о реформе государственной власти. В России. Идет ли речь об укреплении Путиным собственной власти? Действительно ли такая административная реформа назрела и необходима для борьбы с терроризмом? Или же это что-то еще?

Т.Р.:
Мне кажется, что вряд ли оправданны эти изменения в государственной власти во имя борьбы с терроризмом. Я просто не могу представить, как изменение процесса формирования Госдумы, изменение в избирательном законодательстве в отношении Госдумы, может помочь силам безопасности в борьбе с терроризмом. То же самое с назначением губернаторов. Оба эти изменения, как мы знаем, оба предложения уже были широко предложены и обсуждены до последних ужасных событий в Беслане. То есть, эти наработки были уже более или менее приняты в администрации президента. И трагедия в Беслане стала поводом для принятия этого решения.

XS
SM
MD
LG