По следам трагедии в Беслане профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол опубликовал в газете «Вашингтон пост» аналитическую статью, в которой он излагает свои взгляды на общее состояние политической системы в России, которая не в состоянии покончить с чеченской проблемой, равно как и предотвратить террористические акты на территории Российской Федерации. Профессор Макфол любезно согласился изложить свои взгляды в интервью для Русской службы «Голоса Америки».
Президент Путин безусловно прав, заявляя, что не пойдет на требования убийц, что граждане страны заслуживают защиты, а убийцы - правосудия, считает профессор Макфол. Но в то же время он указывает, что Путин и государство, созданное по его образу и подобию, как можно судить, не в состоянии сделать ни того, ни другого. «Президент Путин и государство бессильны», - говорит Макфол.
С другой стороны, он считает инициаторов зверского акта в Беслане террористами, которые не должны сидеть за столом переговоров. Профессор Макфол даже не считает их людьми. Но это не значит, что все чеченцы, которые не поддерживают Путина, - террористы.
Профессор Макфол не считает стратегию Путина, направленную на борьбу с террористическими организациями, эффективной: «Путин правильно сказал пять лет назад и все время повторяет, что для защиты народа надо иметь сильное государство. Но его стратегия обеспечения сильного государства неэффективна. Он создал авторитарное государство, которое, к сожалению, не сильное, а слабое».
После трагедии в Беслане россияне сомневаются в том, что российские силы безопасности в состоянии вести войну с терроризмом. Все, что они видят, это коррупцию в системе сил безопасности сверху донизу. «Это очень печальный факт, - говорит профессор Макфол. - Если бы Путин серьезно относился к этому вопросу, он провел бы кардинальные реформы в МВД, ФСБ и армии».
«Мне трудно понять, зачем нужно сейчаc вносить предложения о реструктуризации федеральной системы и проводить выборы в Думу по партийным спискам, если очередные выборы должны состояться через три года. Мне кажется это странным развитием событий: ведь Дума никакого отношения к терроризму не имеет».
Путинский подход к решению чеченской проблемы не претерпел никаких изменений. Путин продолжает считать все группы сопротивления в Чечне террористическими, и для него единственная стратегия решения конфликта - это стратегия, основанная на силе. «Таково мое мнение», - говорит Макфол.
«Хочу сказать откровенно: у меня нет простого решения чеченской проблемы. Проблема исключительно сложная. Чем она закончится, я не знаю. Но знаю одно: для ее решения так или иначе нужны переговоры. Чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, переговоры - единственный путь. Чем это закончится, мы увидим, но для начала процесса нужно связаться с теми в Чечне, кто наделен истинными полномочиями и кто пользуется уважением в Чечне».
Согласно проведенному в России опросу, заказанному профессором Макфолом, 55% респондентов склонны к проведению переговоров, а 36% считают правильным продолжение военных действий. В путинском режиме мнения избирателей в учет не принимаются.
«К сожалению, пока это действительно так, - говорит Майкл Макфол. - Большинство в России поддерживают его как лидера, но его политика не пользуется поддержкой, в частности, его политика в отношении Чечни. К сожалению, политическая система, которая существует в России сегодня, не может влиять на его политику, потому что он сосредоточил все бразды правления в своих руках и уничтожил всю оппозицию».
Профессор Макфол считает, что бесланская трагедия должна стать поворотным пунктом в развитии российского политического режима. Как это может произойти? «Этот процесс уже начался, но не так, как я предпочел бы, - говорит он. - В моей статье в газете «Вашингтон пост» я указал, что есть два пути: более демократический или более авторитарный. Путин решил идти вторым путем. Я считаю его заявление о том, что он будет назначать губернаторов и менять процесс выборов в Думу, указанием на то, что он делает два шага в направлении к авторитаризму, а не к демократии. Поскольку пять лет этот подход не работал, я не вижу никаких указаний на то, что процесс начнет работать сейчас».
Профессор Макфол считает, что новые предложения президента Путина о кардинальной реструктуризации федеральной системы, подстегнутые последними террористическими актами в России, в частности, в Беслане, направлены на укрепления его авторитарной власти.