Линки доступности

Трагедия в Беслане и тоталитарные импульсы Путина - 2004-09-14


Пол Гобл - известный политолог, специализирующийся на проблемах России и стран бывшего Советского Союза. Он много лет работал в государственном департаменте США, на радио «Свобода», на «Голосе Америки», а недавно переехал в Эстонию, где преподает в университете Тарту. По просьбе Русской службы «Голоса Америки» Пол Гобл прокомментировал новый план президента Путина по реформированию «вертикали власти».

Пол Гобл: Я очень боюсь, что план президента Путина не приведет к тем последствиям, на которые он рассчитывает. Его намерение ликвидировать избрание независимых губернаторов, его решение проводить выборы в Думу только по партийным спискам, его решение ужесточить визовой режим для въезда в Россию могут создать впечатление, что власть пытается что-то сделать. Но каждый из этих и других пунктов его программы, объявленной на этой неделе, вероятно, вызовет прямо противоположный эффект по сравнению с тем, что он провозглашает. Ликвидация выбираемых населением губернаторов может создать впечатление, что у Кремля будет больше власти на местах. Но из этого вытекают два следствия, ни одно из которых нельзя считать положительным. С одной стороны, это означает, что Кремль будет нести прямую ответственность за все, что происходит на местах, а свалить будет не на кого. Но еще более важно то, что это приведет к еще большей гомогенности политической элиты в России, сужению плюрализма и резкому снижению демократической подотчетности властей.

Семен Резник: А как с юридической точки зрения этот план соотносится с требованиями ныне действующей конституции? Или требуется менять конституцию?

П.Г.: Я думаю, что некоторые пункты плана потребуют изменения конституции. Новый визовой статус этого, вероятно, не потребует. Новая система парламентских выборов - только по партийным спискам - тоже, наверное, может быть введена просто принятием нового закона. Однако снижение статуса одномандатных округов и отмена независимых выборов губернаторов, как мне представляется, будет нарушением существующей российской конституции. У Путина достаточно голосов, чтобы этого добиться, и, похоже, нет широкого сопротивлению этим нововведениям как внутри страны, так и вовне, несмотря на тревогу, высказываемую самыми разными людьми. Так что весьма вероятно, что его программа будет осуществляться. Но, как я сказал, она будет контрпродуктивной.

С.Р.: Вообще говоря, как вы считаете, когда власть вот так меняет одним жестом конституцию, - это ведь в нормальном обществе называется государственным переворотом?

П.Г.: Я думаю, что то, о чем мы говорим, - это своего рода переворот, безусловно, революция. Как один из местных российских политиков выразился сегодня утром: «Мы говорим: прощай, демократия!». Это еще один пример, когда глава государства использует ужасный, страшный террористический акт, чтобы оправдать фундаментальную перемену курса. Господин Путин делал это раньше, и мы могли с уверенностью ожидать, что трагедию в Беслане он попытается использовать для того, чтобы дальше двинуть русскую государственность в том направлении, куда всегда его толкали его тоталитарные импульсы.

С.Р.: Спасибо, Пол, до свидания.

XS
SM
MD
LG