Линки доступности

Будущее мемориала ВТЦ - 2004-09-12


Планы по восстановлению Всемирного торгового центра в Нью-Йорке остаются в силе, но дизайн зданий, которые должны быть возведены на месте разрушенных 11 сентября 2001 года башен, вызывает широкие дебаты.

Семьи погибших 11 сентября считают это место - местом захоронения своих близких. Архитекторы и плановики города рассматривают это, как отправную точку будущего строительства. В период предвыборной кампании политические деятели часто напоминают о трагедии, которая произошла три года назад.

Вот что сказал президент Буш на Национальном съезде Республиканской партии в Нью-Йорке: «Мои сограждане американцы, до тех пор, пока существует наша страна, люди будут смотреть на восстановленный Нью-Йорк и говорить: «Здесь пали здания, и поднялась наша нация».

Спустя три года после трагедии планы строительства новых зданий готовы, но обсуждение того, какой из двух главных проектов - архитекторов Дэвида Чайлдса, нанятого владельцами бывшего ВТЦ или Дэниэла Либскинда, победившего на международном конкурсе - будет осуществлен, только что закончилось. Чайлдс предлагал возвести на месте башен ВТЦ коммерческий центр, а Либскинд создал проект-символ, состоящий из небоскреба, сада и мемориала.

«Это должны быть не просто рядом стоящие здания, а устремленные вверх строения, напоминающие факел Статуи Свободы, - говорит Либскинд. - Высота небоскреба будет одна тысяча 776 футов (541 метр). А 1776 - символическая и важная дата в истории Соединенных Штатов, так как в этом году была принята Декларация Независимости. Здесь будет отдана дань памяти погибшим 11 сентября, а сам проект будет символизировать будущее Нью-Йорка, который, по представлениям многих, является столицей мира».

После того, как было отдано предпочтение проекту Дэниэла Либскинда - Башня Свободы, Дэвида Чайлдса назначили главным архитектором строительства. У башни-небоскреба будет более шестидесяти этажей, ее завершит шпиль, высота которого вместе с небоскребом составит 541 метр, что сделает небоскреб самым высоким зданием в мире.

Сегодня множество архитекторов участвуют в различных небольших проектах - от транспорта до культурных центров, связанных с застройкой, детали которых продолжают постоянно меняться. По словам Дэниэла Либскинда, эти изменения неизбежны, но, в основном, они очень незначительны, и первоначальная идея проекта не изменилась: «Любому человеку, сравнивающему проект, который был на конкурсе, и проект, который будет строиться, видно, что изменены лишь небольшие детали. И это совершенно естественно, поскольку конкурс не ставил задачи создать дизайн каждого здания, каждого окна, каждой двери. Невозможно спроектировать все детали десяти миллионов квадратных футов общественных зданий и мемориала, которые будут ежегодно посещать пять миллионов человек».

Принятый в прошлом году проект мемориала в память около трех тысяч человек, погибших в Нью-Йорке одиннадцатого сентября 2001 года, включает мемориальную доску с именами погибших.

Это вызвало недовольство некоторых родственников жертв теракта. Лейтенант пожарной команды Нью-Йорка Джимми МакКаффри потерял одиннадцатого сентября своего родственника, тоже пожарного Орио Палмера. По последним записанным на пленку данным, Палмер добрался до семьдесят восьмого этажа южной башни перед тем, как она рухнула. Его тело не было найдено. Как считает лейтенант МакКаффри, частью признания заслуг погибших должна быть дань уважения к мертвым, особенно к тем, чьи останки не нашли.

«Неправильно следовать экономическим и политическим побуждениям, - говорит он. - Многие считают, что здесь могилы их близких, их последнее пристанище. У них не будет другого места для захоронения. Останки более половины жертв не были идентифицированы. Это их кладбище. Ведь вы бы не стали что-либо строить на могилах».

Джимми МакКаффри является сопредседателем организации «Защитники героев, павших 11 сентября», которая добивается, чтобы мемориальная доска содержала более подробные данные о погибших во время теракта. Организация хочет, чтобы против имен спасателей были обозначены номера их пожарных команд или полицейских участков, а против имен гражданских лиц - место работы. В частности, этого требует Кэнтор Фитцджералд, владелец инвестиционной фирмы, которая потеряла 600 своих сотрудников. «Тогда мы сможем надеяться, - говорит МакКаффри, - что будущие поколения не забудут погибших одиннадцатого сентября 2001года».

XS
SM
MD
LG