Линки доступности

Ильяс Ахмадов: «С самого начала войны мы призываем остановить бессмысленную бойню» - 2004-09-10


По следам демонстраций в Москве и выступлений российских властей министр иностранных дел правительства Чеченской Республики Ичкерия в изгнании Ильяс Ахмадов дал интервью Русской службе «Голоса Америки».

Инна Озовская: Россия и россияне обвиняют вас и Ахмеда Закаева в пособничестве, и даже организации терактов, включая захват и убийство заложников в Беслане. Что вы можете ответить на эти обвинения?

Ильяс Ахмадов: Эти заявления - всего лишь свидетельства скудоумия российской дипломатической мысли. Всем хорошо известно, что и я, и Закаев пытались сделать все возможное, чтобы предотвратить и эту трагедию, и все предыдущие теракты. С самого начала войны мы призываем остановить бессмысленную бойню, которая расползается по всему Кавказу, вовлекая все новые и новые группы людей с совершенно различными интересами, целями и задачами. Мы призываем остановить это, пока ход событий не принял еще необратимый характер. И только лишь поэтому нас пытаются связать с терактами и объявляют пособниками террористов, или даже террористами. Это все так похоже на советские времена, на 60-е годы. Я боюсь, что Россия возвращается в темное авторитарное прошлое.

И.О.: Господин Ахмадов, как вы считаете, существует ли связь между чеченскими террористическими группировками, совершающими нападения в России, и «Аль-Кайдой»?

И.А.: Среди чеченцев, безусловно, есть радикальные элементы, вставшие на путь кровавого террора. Именно они ответственны за чудовищное злодеяние в Беслане. Но все они - продукт местного производства. Постоянные попытки России сфокусировать внимание на «Аль-Кайде» уводят от серьезного анализа реального положения вещей. Необходимо четко и адекватно отслеживать весь алгоритм этого процесса и его участников, чтобы не дать расползтись кровавому террору по всей России и за ее пределы. Ссылки на «Аль-Кайду» только мешают этому.

И.О.: Глава МИДа РФ Сергей Лавров обвинил в «двойных стандартах» США и Великобританию - страны, выступившие с недвусмысленным осуждением теракта в Беслане и оказавшие внушительную помощь Северной Осетии. Поводом для обвинения стало нахождение на территории этих государств вас и Ахмеда Закаева. МИД заявил, что Россия будет добиваться вашей выдачи, чтобы предать суду вас «за террористические акты». За информацию, которая приведет к поимке вашего президента Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева, российское правительство предложило 10 миллионов долларов. Как в этой ситуации вам видится функционирование правительства Чеченской Республики Ичкерия в изгнании?

И.А.: По правде сказать, благоприятного режима для функционирования нашего правительства никогда и нигде не было. Но у нас нет выбора: мы должны работать, должны говорить о войне в Чечне, должны делать все, что могло бы приблизить конец этой бессмысленной бойни.

И.О.: Как вы считаете, могут ли США и Великобритания пойти навстречу требованию России о выдаче вас и господина Закаева?

И.А.: Знаете, у меня такое впечатление, что Россия никак не может вылезти из совкового кокона и понять, что такое подлинная власть закона. Им до сих пор невдомек, что на Западе судебная система и исполнительная власть - совершенно разные, независимые друг от друга вещи. Мой процесс длился почти два года. И самое скрупулезное судебное рассмотрение доказало, что я никоим образом не причастен к террору. Русские должны понять, что на Западе политические соображения не могут отменить решение суда, предоставившего мне политическое убежище. Аналогичная история была и у Закаева. Мы оба испытали на себе силу подлинного правосудия. И мы оба верим, что так оно будет и впредь.

И.О.: Совет Безопасности ООН намерен обсудить недавние теракты в России в контексте чеченского конфликта. Как вы относитесь к этой идее и что, по вашему мнению, явилось бы наилучшим результатом этого обсуждения?

И.А.: Наилучшим результатом была бы попытка рассмотреть всю ситуацию в комплексе без гнева и пристрастия, несмотря на чудовищную трагедию в Беслану. Эта трагедия - лишь один из эпизодов бесконечно долгой и бессмысленной войны. Поэтому, полностью уйдя от политической тенденциозности, не спекулируя на смерти и слезах детей, Совбез мог бы попытаться остановить эту раковую опухоль как можно быстрее. Я думаю, что Совет Безопасности должен был бы срочно собраться еще пять лет назад, когда Путин принял решение ковровыми бомбардировками сравнять Чечню с землей. Я надеюсь, что сейчас чудовищный размер разрушений и потерь среди гражданского населения Чечни и самой России побудит ООН не идти на поводу пропагандистских штампов и попытаться реально повлиять на события, чтобы остановить расползание раковой опухоли.

XS
SM
MD
LG