Линки доступности

Обзор печати от 10 сентября 2004 г. - 2004-09-10


Стратегия Кремля после Беслана. «По мере того, как Россия приходит в себя вслед за террористическим налетом (самым смертоносным после событий 11 сентября) и пытается осмыслить его масштабы, начинает вырисовываться дальнейшая стратегия Кремля, - пишет газета «Крисчен сайенс монитор». - Президент Путин отказывается вести переговоры с лидерами чеченских сепаратистов. Однако, по мнению аналитиков, не исключено, что он предоставит Чечне самую широкую автономию, может быть, даже «независимость де-факто». Таково, во всяком случае впечатление некоторых американских участников встречи с российским президентом в понедельник в Ново-Огареве».

«Некоторые шаги российских властей (угроза нанесения ударов по базам террористов за пределами России, обещанное вознаграждение в десять миллионов долларов за поимку Аслана Масхадова и Шамиля Басаева) почти в точности отражают аналогичные действия администрации президента Буша после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтон, - продолжает газета. - Однако эксперты оценивают эти шаги критически. «В Кремле совершенно отсутствуют новые идеи», - считает известный политолог Анатоль Ливен. «Путин ломает голову над выходом из кризиса и производит впечатление обескураженного человека, припертого к стенке», - высказывает мнение участница встречи в Ново-Огареве Фиона Хилл, политолог из Института Брукингса. Еще резче высказывается московский политолог Борис Кагарлицкий: «Все эти угрозы [превентивного удара по базам] - чистая пропаганда, не имеющая никакого стратегического и военного смысла. Это напоминает ситуацию, когда импотент пытается уверить всех, что он Казанова».

Параллели с войной в Ираке. Балтиморская «Сан» проводит параллели между войной в Ираке и войной в Чечне и рекомендует американцам извлечь уроки из печального российского опыта. «После ужасающего финала захвата заложников в Беслане на прошлой неделе Кремль, как и прежде, огульно обвинил в трагедии всех чеченцев скопом. Продолжающееся десять лет кровопролитие породило ожесточение и злобу, и конца ему не видно. После срыва заключенного в 1996 году мирного соглашения в Чечне остались тысячи хорошо вооруженных людей, не имеющих работы. Они горят чувством мести, из их числа рекрутируют участников похищений и засад».

Вспоминая де Голля. «Нападение террористов на школу в Беслане отличалось особым садизмом и бесчеловечностью, - пишет в «Нью-Йорк таймс» видный американский историк и специалист по российской истории профессор Ричард Пайпс. - Вполне понятно, почему весь цивилизованный мир выразил возмущение этим неслыханным преступлением и солидарность с народом России. Это, однако, не означает, что следует соглашаться с точкой зрения тех (включая президентов Джорджа Буша и Владимира Путина), кто ставит знак равенства между событиями в Беслане, терактами 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне и исламским терроризмом в целом».

Далее профессор Пайпс напоминает о борьбе чеченцев за независимость от России на протяжении нескольких столетий. «Чеченцы, - пишет он, - не стремятся к уничтожению России, и всегда остается возможность найти с ними компромисс. К сожалению, российские лидеры - и в известной степени российское общество - не желают предоставить им независимость. Кремль не хочет создать впечатление, будто он капитулировал под воздействием силы».

По мнению Пайпса, Россия должна последовать примеру Франции, которая восемь лет вела кровопролитную войну в Алжире. «Та война, - напоминает он, - тоже сопровождалась жестокими терактами, и ей не было видно конца, пока в 1962 году генерал Шарль де Голль не нашел в себе мужества предоставить Алжиру независимость. До тех пор, пока Москва не последует примеру Франции, угроза терроризма не исчезнет. Россия, самая большая страна мира, наверняка может позволить себе отпустить на волю крохотную территорию, доставшуюся ей с колониальных времен. Ей следует сделать это безотлагательно», - подчеркивает профессор Пайпс в своей статье в «Нью-Йорк таймс».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG