Одна история. Два музея
Как и во многих других краях земли в нашем лосанджелесском крае есть краеведческие музеи. Чаще всего это скромные старые дома или несколько комнат в каком-то коммерческом здании. В приморском городке Санта Моника, где я живу - это небольшая вилла, пожертвованная для музея местным меценатом.
Но сегодня разговор не о нашем музее, а о двух других. Оба - краеведческие, оба расположены в одном городке Эль Монте, недалеко от Лос-Анджелеса.
Первый принадлежит El Monte Historical Society (Историческому обществу Эль Монте) и располагается в здании в стиле «ранчеро» с вымощенным керамическими плитками двориком. В центре экспозиции этого музея - американские первопроходцы, основавшие городок в середине XIX века, во время так называемой «Золотой лихорадки» в Калифорнии.
Примерно 40 семей, двигавшихся по небезызвестной «тропе Санта Фе», маршруту искателей золотого счастья, увидев живописную долину, питаемую рекой Рио Хондо, сошли с тропы и обосновались здесь. Все они были англоязычными американцами.
В ста пятидесяти шагах от этого музея, недалеко от фривейной развязки, базируется более скромный музей, основанный La Historia Society. В переводе с испанского это тоже Историческое общество.
Но, как выясняется, у двух обществ одного и того же городка взгляд на историю разный. И это, к сожалению, отражает реальности нашей жизни в Южной Калифорнии и сегодняшней Америке, которая все меньше похожа на «плавильный котел», в котором из разных народов с разной историей получается один американский англоязычный народ.
Вот и музей общества с испаноязычным названием свои две скромные комнаты посвящает истории мужчин и женщин, пришедших сюда из Мексики, работавших на полях в районе Эль Монте и живших в трущобах на окраине городка.
Городские власти годами говорят о том, что оба музея должны слиться в один, но, естественно, они не могут заставить объединиться местных краеведов, видящих историю края по-разному.
По словам городского советника Арта Барриоса, который сам - выходец из мексиканских трущоб Эль Монте, музеи держатся за устаревший подход к межэтническим отношениям и сыплют соль на старые раны.
Например, официальная версия история городка, изложенная Историческим обществом на 143 страницах, едва упоминает мексиканцев. Они появились в этих краях в 1915 году. Это были беженцы от мексиканской революции. Пришельцы разбили палатки на площади в 56 акров на берегу Рио Хондо. К двадцатым годам «ручеек» беженцев превратился в поток. Куратор музея по версии «англо» Донна Криппен, вдова бывшего мэра, прожившая все свои 74 года в Эль Монте, не считает столь уж важным отражать историю мексиканцев в городе, поскольку, по ее словам, с самого начала они не хотели сливаться с местным населением и превратили свое стойбище в опасный для визитаций район.
Тем не менее, в ее музее есть небольшая фотоэкспозиция, посвященная этому мексиканскому «бидонвилю», снесенному в 1973 году.
Криппен говорит, что будь у нее в музее место, она бы расширила экспозицию, посвященную испаноязычным жителям города, и даже приветствовала бы слияние музеев в один. Но у нее есть чувство, что другая сторона не очень-то этого желает.
И в этом почтенная дама права.
Эрни Гуттиерес, второй за историю города, а ныне бывший испаноязычный мэр и основатель общества La Historia, отнюдь не заинтересован в слиянии музеев. «Если у другой этнической группы есть музей, почему у нас не может быть своего? - говорит он. - Мы тоже хотим показать, что мы жили здесь и внесли свой вклад».
Его жена Ольга написала исследование под названием «Анализ сегрегации в Эль Монте». В нем утверждается, что пришедшие сюда англоязычные поселенцы обнаружили здесь несколько мексиканских семей, но игнорировали их, обосновались здесь и затем создали сегрегированное общество с отдельными школами и жилыми кварталами.
Музейная экспозиция общины мексиканского происхождения подчеркивает эту сегрегацию и борьбу с ней, а также роль испаноязычных жителей в развитии города и их участие в войнах, которые вела Америка.
Недавно общество La Historia предложило Городскому совету построить для их музея отдельное здание, буквально стыкующееся с другим музеем. Соседей даже не проинформировали об этом.
Горсовет отказал, что еще больше обострило отношения между музеями. Из чего можно заключить, что история может быть вполне современной проблемой.