Линки доступности

Чечня: «Отсечь бандитов от политиков» - 2004-09-03


Трагические противостояние в Беслане и его последствия продолжают приковывать к себе внимание всего мира. По сообщению информационных агентств, разыгрался наихудший из возможных сценариев.

Русская служба «Голоса Америки» взяла интервью у известного политического деятеля России, недавнего кандидата в президенты Ирины Хакамады.

Семен Резник: Ирина Муцуовна, у нас к вам один простой вопрос. Вы выдвигали свою кандидатуру на пост президента России. Что бы вы сделали, если бы стали президентом в этой ситуации? И я имею ввиду не только это противостояние в Осетии, но и недавние теракты. Что нужно сделать для того, чтобы это прекратилось?

Ирина Хакамада: Я не могу давать гарантии, что то, что я бы сделала, это бы все прекратило, но я бы точно сделала то, что я говорила во время президентской кампании. А в Чечне я в первую очередь провела бы парламентские выборы и привлекла бы к участию к ним в том числе и сепаратистов, и военных, которые устали от войны и которым была бы объявлена амнистия. И таким образом отсекла бы террористов, отъявленных бандитов, от действительных политиков. Одновременно я бы уничтожила теми методами, какими это возможно, всякую коррупцию в спецслужбах, и сделала бы все, чтобы Басаев, например, был бы уничтожен.

Потому что мы не делаем ни того и ни другого. Мы не демократизируем Россию и Чечню, и таким образом силовыми методами уничтожаем сопротивление, загоняем его в подполье. Но с другой стороны, будучи даже якобы диктаторами, или хотя бы авторитарными правителями, мы при этом не уничтожаем глав террористических группировок, как это делается в Израиле. То есть у нас оказалась ситуация абсолютно бессмысленная и беспомощная. И силовые методы не являются эффективными - потому что они половинчатые, полукоррумпированные и непонятные. Но при этом мы не можем решиться на открытый демократический диалог с влиятельными группами в Чечне и около Чечни.

С.Р.: И вы считаете, что ваша программа могла бы работать?

И.Х.: Я считаю, что просто другой программы в данный момент нет. Есть еще третья программа: установить режим Сталина, зачистить напалмом всю Чечню. И есть еще один вариант: пригласить туда американцев и сказать: мы вам, американцам, отдаем Чечню, и вы там со своими пушками уж как-нибудь разберитесь - у вас что-то получается, а у нас нет. Ну, вот такие есть еще варианты. А какие еще, я не помню.

С.Р.: Ну, я думаю, с приглашением американцев - это совершенно утопически…

И.Х.: Нет, но вы же понимаете, что я иронизирую. Просто я не понимаю, какие еще могут быть варианты. У нас МВД, и ФСБ, и внешняя разведка пока что, на данный момент, с проблемами не справляются, это заметно. А то, что Басаев живой, - это тоже заметно. То, что при этом у нас нет никакого демократического процесса в Чечне, по-моему всем тоже ясно.

С.Р.: Но вот, прошли выборы, так сказать…

И.Х.: Ну перестаньте, ну что это, ну какие это выборы?

С.Р.: И это, может быть, и есть реакция на эти выборы - вот все эти последние теракты?

И.Х.: Это выборы без какого-либо права на выбор. Вот как я бы их назвала : выборы без права на выбор. А это не реакция, это просто используют. События в Чечне после выборов в президенты, убийство Кадырова - да, это повод для того, чтобы сказать протест. Но есть еще много других событий.

XS
SM
MD
LG