Линки доступности

Американская стратегия в Ираке<br>Мнения экспертов - 2004-09-01


Независимо от исхода ноябрьских выборов новой американской администрации придется решать кардинальный вопрос внешней политики США, связанный с Ираком. Что перспективней - следовать прежним курсом? усилить военный нажим на повстанцев? передать всю полноту ответственности иракцам? оставить гарнизоны в городах и вывести войска из остальной части страны? Таковы лишь некоторые предложения.

Недавно внимание общественности привлекла статья генерал-майора Глена Батлера, опубликованная газетой «Нью-Йорк таймс» в разделе откликов и комментариев. «В Ираке мне очень не хватает родных и друзей, очень не хватает Америки. Но сейчас мое место здесь, - писал командир бригады морской пехоты. – Я воюю ради предотвращения новых, более грозных опасностей. В Ираке мы должны показать пример демократии всему Ближнему Востоку. Но успех зависит от поддержки дома, в Америке. Я не требую от критиков, чтобы они верили в наше дело так, как верю в него я. Но они не должны огульно отрицать нашу миссию, потому что это даст врагу стратегическую победу».

Статья появилась неслучайно. Критиков, упомянутых генералом, с каждым месяцем становится все больше. Часть из них настаивает на немедленном выводе американских войск, считая это актом патриотизма. «В Ираке мы потерпели фиаско, - заявил бывший директор Агентства национальной безопасности генерал в отставке Уильям Одам. - Вопрос таким образом заключается в том, хотим ли мы заплатить за окончание кампании меньшую цену, уйдя из Ирака быстрее, или большую, затягивая наше присутствие».

Аналогичное суждение излагает специалист по военной истории, автор многих книг о войне Уильям Линд: «Чем дольше мы пробудем в Ираке, тем хуже будут последствия. Кардинальные ошибки были совершены в начале кампании, вернее еще до ее начала. Не был составлен план обеспечения порядка в стране с многомиллионным населением, не говоря уже об осуществлении таких мечтаний как насаждение в Ираке свободы, демократии и вольного предпринимательства. Сейчас пора уходить, не увеличивая потерь».

«Затяжная оккупация лишь будет порождать новый терроризм, - делает вывод старший аналитик Гуверовского института Томас Гейл Мор. - Войной в Ираке мы оттолкнули от себя не только мусульман, но и большинство остального мира. Оставаться в Ираке - значит сыпать соль на раны местного населения и превращать нашу оккупацию в вербовочный инструмент Усамы бин Ладена».

В прогнозах послевоенной ситуации в Ираке, отмечает Уильям Линд, не был учтен важный фактор, общий для многих стран ближневосточного региона: «Во многих случаях свержение режима влечет за собой распад государства. Именно к этому привела наша интервенция в Ираке. Государство держалось на тирании Саддама. Теперь оно фактически распалось, и воссоздать его не по силам ни нам, ни иракцам».

Но именно это соображение должно удержать нас от поспешного вывода войска, аргументирует бывший заместитель министра обороны Лоуренс Корб: «В случае нашего ухода резко возрастут шансы на возникновение в Ираке гражданской войны, которая воспламенит и дестабилизирует весь регион. В конфликт, по всей видимости, вмешаются Иран и Турция. Волнения захватят Саудовскую Аравию. Пожар на Ближнем Востоке, откуда на мировой рынок поступает основной поток нефти, неизбежно вызовет смятение во всей глобальной экономической системе…Так что мы должны оставаться в Ираке гарантом стабильности».

Корбу вторит бывший старший офицер военной разведки и автор многих книг по военной стратегии Ралф Питерс. «Ближней Восток находится в состоянии хаоса, и мы можем внести в него элемент порядка, создав в Ираке жизнеспособные структуры, - говорит он. - Нам следует продолжать начатое и доказать всему миру, что Америка не остановится на полпути после победы. Мы уже совершили такую ошибку в Сомали, уйдя после того, как выиграли битву за Могадишу. Теперь Америка восстановила свой авторитет, и нам нельзя убегать из Ирака только потому, что там возникли осложнения».

Энди Мессинг, бывший офицер спецназа, а сейчас глава общественной организации «Фонд Национального совета обороны», только что вернулся из Багдада. Война в Ираке - двадцать седьмой военный конфликт в его биографии. Мессинг считает, что ситуация в Ираке далеко не так плоха, как можно заключить из сообщений СМИ: «На мой взгляд, решающим явится восстановление нормальной жизни. Сейчас все выглядит в смятении, хотя на самом деле в Ираке полным ходом идет реконструкция. Я видел, с каким энтузиазмом работают люди. Уверен, что в ближайшие полгода перемены начнут приносить плоды. Надо лишь набраться терпения».

Лоуренс Корб, однако, подчеркивает, что время не ждет. «Американская публика уже ощущает усталость от бесконечных проблем, связанных с войной в Ираке, - говорит он. - Приоритетом я считаю соблюдение сроков проведения выборов. Если они пройдут благополучно, в Ираке возникнет законная власть, обладающая большей легитимностью по сравнению с нынешним переходным правительством, установленным Вашингтоном и ООН».

По мнению Корба, в Ираке следует повторить косовский вариант, то есть передать как можно скорее контроль ООН. Таким образом бремя ответственности будет переложено на плечи мирового сообщества. А это придаст всему предприятию реалистический аспект, который до сих пор часто затуманивался несбыточными лозунгами.

XS
SM
MD
LG