Объявлены официальные результаты воскресных президентских выборов в Чечне. Поддерживаемый Москвой Алу Алханов получил 74 процента голосов. Его ближайший соперник получил только 6 процентов. Активность чеченских избирателей составила 80 процентов.
В интервью агентству ИТАР-ТАСС Алханов заявил, что не видит шансов на договоренность в мирных переговорах с чеченскими сепаратистами. В числе своих главных задач новый президент Чечни назвал обеспечение безопасности и восстановление экономики республики.
Считаете ли вы эти выборы честными, проведенными на демократической основе? - с таким вопросом «Голос Америки» обратился к профессору Стэнфордского университета Майклу Макфолу.
«Ну, конечно, нет. Там было несколько кандидатов, но никого из них нельзя считать серьезным. А самому серьезному кандидату не было дано согласие на участие в выборах. И условия сейчас в Чечне такие - это очевидно - что проводить там честные выборы просто нельзя».
По мнению Макфола, результаты выборов были предопределены. Ни в коем случае власть не должна была быть отдана человеку, не лояльному Путину и Кремлю на 100 процентов.
Каким же может быть будущее Чечни после этих выборов?
«Это вопрос, на который никто не может ответить, - говорит профессор Макфол. - Я не ожидаю никаких новых хороших тенденций. И до того, как Путин сам не решит, что он должен начать какие-то переговоры, с кем-нибудь из тех, кто сейчас там воюет, настоящей стабильности не наступит. А я до сих пор не вижу никаких идей в Кремле о необходимости другой политики. Поэтому все, по-видимому, будет продолжаться так, как оно продолжается уже в течение очень долгой и грустно пятилетней войны».
Своим мнением о выборах президента в Чечне поделилась с «Голосом Америки» и председатель московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
«Это не интересно комментировать, потому что исход этих выборов, я думаю, все - не только политики, но даже и неискушенные в политике люди - знали заранее, - сказала Алексеева. - И их нельзя признать реальными выборами. И я даже пойду дальше: московская Хельсинская группа не делала серьезного мониторинга этих выборов, как это было прежде, при выборах Кадырова - мы только послали шесть человек, волонтеров на день выборов, посмотреть, как все это происходило - потому что не хочется тратить силы и средства на мониторинг выборов, исход которых заранее всем известен: не только - кто будет выбран, но даже процент, с которым его изберут. Я могу точно сказать, я говорила это и до выборов, что будет больше 50 процентов, поскольку нужно, чтобы выборы завершились в один тур. И это должно быть меньше, чем в свое время «нарисовали» Ахмаду Кадырову - ему тогда отдали 87 процентов. Значит, здесь должно быть 70 с чем-то. Таким был мой прогноз. Не потому что я такой уж опытный политолог, а потому что здесь все очевидно, все заранее спланировано. И не фаворитом этих выборов Алхановым. Он, я думаю, на том же уровне знал их исход, на каком его знала я».