Несколько союзников США вывели свои войска из Ирака, испугавшись растущих затрат и угроз со стороны террористов. Победитель следующих президентских выборов в Америке, кто бы им ни оказался, столкнется со сложной задачей сохранения и расширения коалиции, которая должна и защищать Ирак, и содействовать его экономическому восстановлению.
Мартовские теракты в Мадриде побудили новое правительство социалистов вывести из Ирака тысячу триста испанских военнослужащих. Примеру Испании последовали Доминиканская республика, Никарагуа и Гондурас. Далее наступила очередь Филиппин: правительство решило таким образом вызволить своего заложника.
Даже Польша, верный американский союзник, начала поговаривать о свертывании военного присутствия в Ираке. «Ни одна страна коалиции не хочет вечно держать своих солдат в Ираке, - заметил в ходе недавнего визита в Вашингтон премьер-министр Польши Марек Белка. - Я обсуждал с представителями администрации вопрос о том, как будет меняться характер нашего присутствия в Ираке по мере стабилизации положения в стране».
Польша обещает, что ее контингент, насчитывающий две с половиной тысячи военнослужащих, останется в Ираке, по крайней мере, до конца года. Тем не менее...
«Я не скажу, что коалиция разваливается, она просто неустойчива...». - Говорит вашингтонский аналитик Мишель Флорноу. - Но при правильной дипломатии и более активной роли ООН новая администрация в Вашингтоне может попытаться сплотить коалицию, особенно если еще ситуацию с террором удастся взять под контроль».
Другой вашингтонский аналитик Найл Гардинер оценивает состояние коалиции более оптимистично: «Не будем забывать, что в Ираке продолжает действовать многонациональный контингент численностью в двадцать три тысячи человек; вскоре он получит подкрепление из нескольких тысяч южно-корейских солдат и офицеров. В коалиции представлены более двадцати государств Европы, а также шестнадцать из двадцати шести стран НАТО и одиннадцать членов Евросоюза».
«Как бы то ни было, - добавляет коллега Флорноу и Гардинера Саймон Серфати, - коалиция в ее нынешнем виде большой пользы не имеет. Она оказалась не в состоянии справиться с проблемами экономической реконструкции и политической стабилизации Ирака. Ее следует расширить».
С этой целью предлагается, среди прочего, наделить коалицию не только чисто военными функциями, но и функциями государственного строительства в Ираке. Именно это имел в виду польский премьер, когда разговаривал с представителями администрации Буша: «Коалиция должна быть усилена командами экономистов и политологов, специализирующихся на строительстве демократических институтов». Эту тему, как отметил Белка, он обсуждал в Багдаде с премьер-министром Аллави.
Президент Буш призвал союзников по НАТО разделить с Америкой бремя реконструкции Ирака. Германия и Франция ответили отказом. Соперник Буша, демократ Джон Керри уверен, что он, если будет избран, сможет убедить союзников примкнуть к коалиции.
«Мне, правда, не совсем понятно, где многоуважаемый сенатор намерен искать эти дополнительные войска, - отмечает Саймон Серфати. - Никто сегодня не верит в возможность военной победы в Ираке и не желает без толку рисковать».
Реверансы Керри в сторону Германии и Франции, как считает Найл Гардинер, могут оказаться контрпродуктивными: «Керри упорно не хочет замечать, что в Ираке уже действует весьма представительная коалиция. Обхаживание Франции и Германии только вызовет недовольство верных союзников - Англии, Италии и Польши».
Может быть, Керри и удастся чуть-чуть расширить коалицию, но, по мнению Мишеля Флорноу, большого эффекта от этого ждать нельзя. Есть страны, которые ни за что не помогут Америке ввиду принципиального несогласия с исходными побудительными мотивами самой кампании в Ираке. Есть также страны, которые, может быть, и хотели бы помочь, но не могут этого сделать из-за обязательств в Афганистане, на Балканах и в других регионах.
Консенсус среди экспертов сводится к тому, что Ирак вряд ли самостоятельно встанет на ноги за короткое время, ему нужна долгосрочная международная помощь. Но остается вопросом: согласится ли на это следующая американская администрация, и сможет ли она убедить союзников, что все они должны участвовать в строительстве мирного и преуспевающего Ирака.