Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-08-20


Страшная сказка

Название фильма «Дровосек» (The Woodsman) меньше всего отражает профессию главного персонажа, который после 12 лет отсидки в тюрьме устраивается рабочим на лесопилку. По ходу картины мы услышим американский вариант сказки о Красной Шапочке, которую из чрева волка вырубил-освободил дровосек. В этой картине мрак волчьего чрева символизирует темные силы, которые гнетут Уолтера (Кевин Бэйкон).

Режиссер-постановщик и соавтор сценария, дебютантка в большом кино Николь Кассел вместе с соавтором сценария Стивеном Флетчером, по одноименной пьесе которого и поставлен фильм, не спешат оповестить нас о том, за что сидел в тюрьме Уолтер. Он возвращается из тюрьмы в родной город Филадельфию, который, несмотря на свое неофициальное название «город братской любви», здесь показан без всякого любования, а как стандартный американский город красно-кирпичного оттенка (оператор-постановщик Хавиер Перес Гробет).

Уолтер поселяется прямо напротив начальной школы. Он часто поглядывает на школьный двор с качелями и прочими детскими развлечениями, и это показано в картине тревожаще беспокойно. Но только после того, как Уолтер шагами замеряет расстояние от своего дома до школы, мы понимаем, что это - предписанные условно-досрочным освобождением ярды, ближе которых он не может приближаться к детям.

Да, Уолтер - педофил, попавший в тюрьму за растление малолетних девочек. Чтобы не сделать своего персонажа (слово «герой» как-то сюда не вписывается) тотальным монстром, авторы вкладывают в его уста слова, что он «не причинил физического вреда своим жертвам», то есть не насиловал и не убивал их.

К слову о монстрах. Недавняя лауреатка «Оскара» Шарлиз Терон в фильме с прямым названием «Монстр» физически преобразилась и из красавицы превратилась в уродку для того, чтобы сыграть реальную серийную убийцу, проститутку Айлин Уорнос, казненную за убийство нескольких мужчин-клиентов. Несмотря на воинствующий феминистский взгляд авторов «Монстра» на Уорнос как жертву социальных обстоятельств и якобы доминирующего в Америке мужского засилья, она особой симпатии не вызывала. Во всяком случае у автора этого обозрения.

В «Дровосеке» дело обстоит посложнее. Уолтер борется со своими демонами и делает все, что может, дабы не вернуться к своим прежним наклонностям.

Проблема педофилии в какой-то мере является табу для публичного обсуждения, но от этого она не становится менее острой. «Дровосек», как редкое произведение киноискусства, посвященное опасному предмету, не стремится стать частью общественной дискуссии о педофилии. И уж тем более оправдать педофилов. Но картина довольно убедительно показывает, что у проблемы есть много сторон, что ее нельзя рисовать только черной или белой краской.

Более того, через одну из ключевых сцен, когда Уолтер заводит опасное знакомство с девочкой 12 лет по имени Робин (Ханна Пилкс), наблюдающей в парке за птицами, и делает ей непристойное предложение посидеть у него на коленях, мы узнаем, что отец девочки проделывал с ней куда менее невинные штуки. Это оказывает на Уолтера отрезвляющее действие и делает его дорогу к исправлению (я не говорю выздоровлению, от педофилии не излечиваются) более прямой.

Здесь самое время сказать, что Кевин Бэйкон, «рабочая лошадка» американского кинематографа в течение последних 20 лет, этим фильмом, похоже, совершает прорыв к вершинам актерского Олимпа. Интересно, что никаких физических трансформаций а ля Терон ему для этого не требуется. Бэйкон блестяще передает внутреннее противоборство добра и зла в душе своего персонажа Уолтера. Все, что нужно прочитать в фильме, читается в глазах, жестах и походке Бэйкона-Уолтера.

Ему отлично подыгрывает его жена в реальной жизни, актриса Кира Седжвик, играющая работницу лесопилки Вики, которая становится подругой Уолтера и немало способствует его возвращению к норме. Актеры играют это не как излечение посредством «нормального» секса, а как обретение настоящего человеческого тепла, контакта и коммуникации, отсутствие которых, возможно, и привело Уолтера к его отклонению от нормы.

Признаюсь, что смотреть картину было нелегко. Все предыдущее воспитание и традиции протестуют даже против малейших проявлений ненормального влечения главного персонажа.

Но, как я понимаю, задачей этого добротного, гуманного и довольно провокационного фильма и было заставить зрителя испытать душевное неудобство. Что авторам и удалось.

XS
SM
MD
LG