Линки доступности

Рейган и Горбачев: как окончилась «холодная война» - 2004-08-13


«Рейган и Горбачев: как окончилась "холодная война"» - так озаглавлена вышедшая недавно книга, написанная бывшим американским послом в СССР Джеком Мэтлоком. Он занимал этот пост в 80-е годы, когда президентом США был Рональд Рейган. Господин Мэтлок побывал на «Голосе Америки» и ответил на несколько вопросов, касающихся его новой книги.

«Голос Америки»: Почему «ястребы» в администрации Рейгана были против улучшения отношений с Советским Союзом?»

Джек Мэтлок: Их позиция в основном заключалась в том, что Советскому Союзу нельзя доверять, так как он нарушает большинство подписанных им соглашений. Они говорили, что даже если мы вступим в переговоры в угоду общественному мнению, нет никакой гарантии, что достигнутые соглашения пойдут нам на пользу. По мнению сторонников жесткой линии, чтобы начать переговоры с Советским Союзом, он вначале должен измениться. Рейган же считал, что без переговоров с нами СССР вряд ли начнет меняться к лучшему и что у нас нет никакой иной альтернативы, кроме как вступить в диалог. Мы не можем сидеть сложа руки и ожидать перемен, говорил президент.

Он сам был «ястребом» - в том смысле, что твердо знал, чего он хочет добиться. Но в то же время он хотел поддерживать контакты с советскими лидерами, он хотел встреч на высшем уровне, которые до Горбачева было крайне трудно организовать, так как руководители СССР были слишком больны, чтобы участвовать в саммитах».

«Г.А.»: Один из выводов, сделанных в вашей книге, заключается в том, что окончание «холодной войны» можно считать заслугой как Рейгана, так и Горбачева. Между тем многие считают, что это была главным образом заслуга Рональда Рейгана. Что вы можете ответить на это?

Дж. М.: Не думаю, что президент Рейган мог этого добиться без Горбачева. Вряд ли избранная Рейганом стратегия сработала бы при советских лидерах, предшествовавших Горбачеву. Михаил Горбачев оказался подлинным реформатором, который понял, что его страна нуждается в переменах, и начал проводить эти перемены в жизнь. И когда Рейган убедился, что все это делается взаправду, он поддержал реформы, что, в свою очередь, усилило поддержку политике Горбачева внутри СССР. Так что заслуга в окончании «холодной войны» принадлежит обоим лидерам в равной степени. Не думаю, что это могло бы произойти в то время и таким способом, если бы США и СССР не возглавляли тогда Рейган и Горбачев.

«Г.А.»: Не можете ли вы поделиться личными воспоминаниями о президенте Рейгане?

Дж. М.: Помнится, президент Рейган любил писать деловые письма от руки... Даже когда он был в больнице после попытки покушения на его жизнь, он сам набросал письмо генеральному секретарю Брежневу. И хотя Брежнев так и не ответил на то письмо должным образом, мы знали, что личные письма Рейгана хорошо действуют на советское руководство, так как в личном плане он был очень симпатичным человеком.

Позднее, когда у нас в администрации шли большие споры о том, что мы должны предложить Михаилу Горбачеву, я иногда поступал так: составлял черновик письма Горбачеву от имени Рейгана, после чего президент, одобрив содержание письма, переписывал его своей рукой. И потом, когда он показывал его членам своего кабинета, они не отваживались возражать и пускаться в долгие обсуждения, так что письмо отправлялось адресату буквально через несколько дней. Дело в том, что когда они видели текст, написанный рукой президента, они полагали, что это не плод работы какого-нибудь комитета, а прямое выражение точки зрения Рейгана.

«Г.А.»: И, наконец, что вы думаете о сегодняшних отношениях между Россией и США? И еще: мог ли возникнуть «тандем Рейган-Горбачев» в какое-либо другое время?

Дж. М.: Отвечу вначале на второй вопрос. Я не думаю, что это было бы возможно. А если бы такой тандем и появился, он имел бы другое значение, ибо время Рейгана и Горбачева было уникальным. И, конечно, они были уникальными лидерами.

Что же касается отношений между США и Россией, то они достаточно хорошие, хотя и не полностью безоблачны. Думаю, что за последние десять лет лидеры обеих стран недостаточно сделали для того, чтобы сократить ядерные вооружения, лишить их легитимности и избавиться от большей части ядерного оружия.

«Г.А.»: Придают ли США должное значение отношениям с Россией сегодня?

Дж. М.: Эти отношения не находятся в центре американской международной политики и вряд ли должны играть более существенную роль. Тем не менее они важны, так как Россия - единственная, кроме Америки, крупная ядерная держава. К тому же она обладает способностью производить оружие массового поражения. И мы, и они заинтересованы в том, чтобы держать все эти вооружения под контролем, а также в том, чтобы совместно противостоять терроризму.

Наши экономические связи могли бы быть более интенсивными. Проблема здесь в том, что правительство России недостаточно стабилизировало экономику страны и не сделало ее более предсказуемой, чтобы привлечь крупные инвестиции.

Но в целом наши отношения можно признать хорошими, у нас нет больших разногласий. А то, что Россия играет в международной политике более скромную роль, чем играл Советский Союз, - то это, на мой взгляд, лучше и для России, и для Америки, и для всего остального мира.

XS
SM
MD
LG