Линки доступности

Синдром статуса - 2004-08-07


Американская медицина пользуется заслуженным признанием в мире - чего нельзя сказать о системе медобслуживания в США, продолжающей вызывать горячие споры. Достаточно вспомнить обещание Джона Керри на съезде Демократической партии в случае избрания в Белый Дом обеспечить всем американцам доступ к медицинскому страхованию. Многие убеждены, что такая ситуация благотворно скажется на ситуации в нашем обществе.

Так ли это? Профессор эпидемиологии Университетского колледжа в Лондоне Майкл Мармот считает, что, помимо медицины, большую роль играют и другие факторы. Свои мысли он развил в недавней книге «Синдром статуса: как социальное положение прямо отражается на нашем здоровье и продолжительности жизни» [Michael Marmot Status Syndrome: How Your Social Standing Directly Affects Your Health and Life Expectancy, Bloomsbery Publishing].

«Наши начальники прекрасно выглядят, - пишет Мармот. – У них цветущий вид, сияющие глаза, довольная улыбка. Присмотревшись внимательней, мы увидим, что чем выше должность, тем это правило вернее: генеральные директора выглядят довольнее своих заместителей, президенты - благополучней вице-президентов, заведующие отделом - лучше рядовых сотрудников, и так далее. Статистика не только подтверждает это наблюдение, но и свидетельствует: старшие по званию и положению здоровее своих подчиненных и живут дольше их».

«Свою лепту вносит и образование: люди с университетским дипломом умирают позже самоучек, с которыми они получают равную зарплату. Это правило, - подчеркивает автор, - распространяется на любые сферы деятельности: согласно недавнему исследованию, американские актеры, получившие «Оскара», живут дольше коллег, номинированных на эту награду, но не получивших ее!»

Автор книги называет это явление «синдромом статуса». Он считает, что здоровье и долголетие населения той или иной страны зависит не только от величины доходов и качества медобслуживания, но и от социального градиента, то есть перепада в статусе между различными элементами общества. Чем больше этот разрыв, тем ниже продолжительность жизни, и наоборот.

Профессор Мармот подтверждает свой тезис следующими выкладками. Сегодня среднестатистический американец имеет шанс прожить 75 лет - меньше, чем жители Греции, Израиля, Испании, Кипра или Мальты. Это при том, что годовой доход на душу населения в этих странах не превышает 20 тысяч долларов, а в США он перевалил за 34 тысячи. Костариканцы переживают американцев на целый год, имея меньше 10 тысяч долларов на душу, а кубинцы живут так же долго, как их американские соседи.

Вывод британского ученого: всеобщее образование и медицинское обслуживание, отсутствие социальной сегрегации и наглядного неравенства в доходах способствует физическому благополучию и долголетию населения. Неудивительно, что первые места в списке стран, где люди живут дольше всего, занимают Япония, Швеция и Канада.

На определенной ступени дохода важность приобретают относительные факторы успеха - как в случае с получателями «оскаров». Высокий статус обеспечивает человеку более высокую востребованность, больше знаков внимания, сильнее выраженную вертикальную мобильность и так далее. Напротив, низкий статус обрекает человека на милость вздорного начальника, проживание в районе с неблагополучной экологией, нежелательные контакты и так далее… Список можно продолжить.

Как указывает в своей книге эпидемиолог Майкл Мармот, нарушение баланса между стараниями и вознаграждением порождает стрессы, пагубно влияющие на здоровье. Профессор ссылается на исследование частоты коронарных заболеваний в семи государствах Восточной Европы. Оно показывает, что отсутствие контроля над собственной трудовой деятельностью разрушительно действует на сердечную функцию мужчин и женщин.

Ощущение безысходности побуждает людей меньше заботиться о своем здоровье и открывает путь вредным привычкам типа курения, злоупотребления спиртным и переедания бросовой пищи… Стоит ли заботиться о будущем, если оно не сулить ничего лучшего? Автор книги «Синдром статуса» иллюстрирует это цифрами продолжительности жизни в государствах бывшего СССР: для российских мужчин она составляет сейчас 57 лет.

Профессор Мармот признает, что механическая работа, разрыв в доходах и социальный градиент являются неизбежными чертами индустриального и постиндустриального общества. Но он отмечает, что поляризация общества отрицательно воздействует на продолжительность жизни и здоровье населения. Поэтому расчет на то, что закачивание денег в систему здравоохранения автоматически приведет к физическому и психологическому благополучию вряд ли даст ожидаемый результат.

XS
SM
MD
LG