Линки доступности

Создание американской НПРО идет своим чередом - 2004-08-07


К концу нынешнего года должны начать функционировать первые элементы национальной системы противоракетной обороны (НПРО), призванной защитить Соединенные Штаты от боеголовок, запущенных с территории одного из государств-изгоев. Речь идет о системе воздушного, сухопутного и морского базирования, способной уничтожать вражеские ракеты на подлете к США. Однако этот многомиллиардный проект, утвержденный президентом Бушем три года назад после прихода в Белый Дом, продолжает вызывать серьезные споры.

В значительной степени скрытые от глаз публики и отодвинутые на задний план событиями в Ираке, работы по созданию ракетного щита продолжалась все годы пребывания у власти нынешней администрации. Команда Буша настаивает на ее необходимости перед лицом роста числа стран, разрабатывающих оружие массового поражения: достаточно назвать Северную Корею и Иран.

«В последующие 10-15-20 лет можно ожидать появления гораздо более совершенных наступательных вооружений, поэтому нам надлежит обеспечить защиту от ракет любого типа, - комментирует сотрудник пентагоновского Агентства ракетной обороны Рик Ленер. - Цель состоит в создании к концу текущего года действующей системы перехвата ракет дальнего действия».

Шесть лет назад Северная Корея потрясла своих соседей и остальной мир испытанием ракеты средней дальности, перелетевшей через воздушное пространство Японии. В том же году сенатская комиссия США провела анализ уязвимости Америки в отношении ракетной атаки и установила, что Пхеньян, в частности, разрабатывает баллистические устройства, способные угрожать Соединенным Штатам. Группу экспертов возглавлял Дональд Рамсфелд, в ту пору частное лицо, а сейчас - министр обороны.

Национальная система Национальной противоракетной обороны с самого начала была наиболее спорным аспектом внешней политики бушевской администрации. Для ее юридического обеспечения Вашингтон в 2002 году вышел из Договора по ПРО, заключенного с Советским Союзом в 1972 году. Эта мера может лишь подтолкнуть врагов Америки к усовершенствованию своих вооружений, считают противники выхода из договора. Среди них - конгрессмен-демократ из штата Нью-Джерси Раш Холт: «Это приведет к дестабилизации, - утверждает он. - Потенциальный противник воспримет новую систему как угрозу себе и включится в гонку вооружений».

Сомнения вызывает и способность системы функционировать должным образом. В ходе испытаний ей удалось перехватить лишь пять из восьми учебных ракет.

«Думаю, систему можно заставить работать - при условии, что на подлете будет одна ракета, не оснащенная боеголовками индивидуального наведения, ложными макетами и другими уловками. Но это малореалистичное допущение», - комментирует физик Лизабет Гронлунд из исследовательской организации «Союз озабоченных ученых».

На что Рик Ленер отвечает, что НПРО будет совершенствоваться: «Мы будем продолжать работу с учетом степени угрозы - с тем, чтобы развернутая система действовала надежно и эффективно против любых видов баллистических ракет».

Оппоненты, однако, указывают, что наиболее смертоносное нападение на Америку было совершено не ракетами, а террористами, беспрепятственно въехавшими в страну. «Наибольшую угрозу Соединенным Штатам представляют террористические акции наподобие происшедших 11 сентября 2001 года, - считает Лизабет Гронлунд, - особенно, если допустить, что в руки террористам попадет ядерный заряд или партия высокообогащенного урана или плутония. Сотни тонн этих материалов имеются в разных местах, в первую очередь - в России и бывших советских республиках, где они не охраняются должным образом. Вот на что нам следует обратить внимание».

Тем временем работы и испытания компонентов ракетного щита продолжаются полным ходом. К концу следующего года около двадцати ракет-перехватчиков должны быть развернуты на базе Форт-Грили на Аляске и базе Ванденберг в Калифорнии.

XS
SM
MD
LG