В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе прошли ретроспективные показы фильмов знаменитого американского режиссера Стенли Крамера, скончавшегося три года назад на 88-м году жизни.
Стенли Крамер не был частью голливудского истэблишмента и так не был удостоен «Оскара», хотя его фильмы всегда имели широкий резонанс. Достаточно назвать такие его ленты, как «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Нюрнбергский процесс», «Скованные одной цепью», «Корабль глупцов», «Угадай, кто придет к обеду». Каждая его картина содержит определенное «послание», четкую и острую мысль. По словам вдовы режиссера Карен Шарп-Крамер, он считал себя кинематографистом-рассказчиком, обладающим резко выраженной точкой зрения: «Он был в высшей степени «политическим» режиссером. Он работал не для того, чтобы сделать еще один художественный фильм. Он работал, чтобы выразить себя, чтобы сообщить нечто своему зрителю».
Стенли Крамер не боялся трудных, «неудобных» тем, говорит Карен Шарп-Крамер. Первой его работой, вызвавшей споры, был фильм 1949 года «Чемпион», где в роли боксера снялся Керк Дуглас: «Этот фильм вызвал недовольство тем, что он показал жестокость и бесчестность бизнесменов от бокса. Керк Дуглас стал первым антигероем кинематографа».
Другим антигероем в фильмах Крамера был Марлон Брандо, снявшийся в 1950 году в фильме «Мужчины», в котором рассказывалось о драме вернувшегося с войны солдата, который стал инвалидом.
Пятидесятые годы были трудным временем для Голливуда. Ряд сценаристов и режиссеров, заподозренных в связях с коммунистической партией, лишились работы, так как их имена вошли в неофициальный «черный список». Однако Стенли Крамер игнорировал негласный запрет и пригласил опальных сценаристов для работы над фильмом «Скованные одной цепью». Главные роли в этой картине сыграли Тони Кертис и Сидни Пуатье. Это были сбежавшие из тюрьмы преступники, один из них белый, другой негр.
Дочь Крамера Катарина говорит, что в ленте «Скованные одной цепью», как и в более раннем фильме «Дом смелых», режиссер впервые в американском кинематографе вывел в главных ролях американских негров.
«Хочу заметить также, - добавляет она, - что созданный в более позднее время фильм «Угадай, кто придет к обеду» тоже вызвал острые разногласия». В этой картине, созданной в 1967 году, снова выступил актер-негр Сидни Пуатье. В ней рассказывается о белой девушке из богатой семьи, которая сообщает потрясенным родителям, что она выходит замуж за негра. В фильме играли также Спенсер Трейси и Кэтрин Хепберн.
Один из фильмов Стенли Крамера повествует о суде, имевшем место в 1925 году в Теннеси и прозванном «обезьяньим процессом». На скамье подсудимых оказался школьный учитель, который осмелился преподавать в этом южном штате теорию эволюции Дарвина.
Фильмы Крамера 80 раз выдвигались на «Оскара» и получили 16 престижных наград. В 1961 году режиссер был удостоен специальной премии «Оскар» имени Ирвинга Тальберга, которая присуждается за высокое качество кинематографии.
Известный своими серьезными, драматическими работами Стенли Крамер создал в 1963 году блестящую кинокомедию «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», в которой снялись едва ли не все лучшие комические актеры Голливуда.
Дочь режиссера Катарина считает, что Крамер создавал один классический фильм за другим: «Каждый его фильм, даже если бы он не создал других работ, представляет собой крупное достижение. Но если окинуть взглядом все его наследие, то перед нами оказывается удивительная цепь шедевров».
Друг Стенли Крамера актер Сидни Пуатье сказал как-то, что Крамер не боялся плыть против течения и затрагивал темы, которых сторонились другие голливудские режиссеры. Счастливым качеством его фильмов, считает его дочь Катарина, было то, что они рассказывали о важных вещах, но делали это в увлекательной форме...