Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-07-30


Киллера вызывали?

Не сочтите меня киномазохистом, но я люблю видеть кинозвезду Тома Круза в «отрицательных» ролях. Ну, мы все понимаем, что ни у одного продюсера не поднимется рука сделать персонаж Круза на 100% негативным, и все же в глубинах личности актера есть нечто такое, что абсолютно завораживает, когда он изображает «плохого парня». Вспомните его персонаж из «Магнолии» - секс-гуру, мизогина-женоненавистника и морального неудачника. Конечно, Круз не был бы Крузом, если к концу картины он не предстал бы в качестве блудного сына, проливающего очищающие душу слезы у постели умирающего отца.

В новой драме режиссера Майкла Мэнна c многозначительным названием «Collateral», что на военном языке означает «побочные разрушения и невинные жертвы боевых действий», Том Круз играет киллера, прибывшего в Лос-Анджелес на несколько часов, чтобы устранить пять человек. Круз внешне предстает перед нами в довольно необычном для его возраста виде - с седыми волосами. То ли маскировка киллера, то ли побочные последствия его нервной работы.

Винсент, как называет себя герой Круза, и относится к тому, чем он занимается, как к работе. И даже с некоторой профессиональной гордостью. Когда в финале киллера Винсента смертельно ранит «антикиллер» таксист Макс (Джейми Фокс), герой Круза с недоумением произносит свои почти последние слова: «Я же просто выполнял свою работу».

При чем здесь таксист? Дело в том, что по сюжету таксист ночной смены Макс подбирает в аэропорту интеллигентного на вид пассажира, каковым и оказывается Винсент. Тот просит Макса подождать его у одного дома, где он «устраняет» первую жертву. Операция не вполне удается, и убитый вываливается из окна прямо на крышу такси Макса. Макс пытается уйти с места происшествия, но Винсент под угрозой оружия заставляет таксиста загрузить тело в багажник и продолжить маршрут по оставшимся четырем точкам. Так начинается судьбоносная ночь для двух людей, до этого не знавших друг друга.

Фильм режиссера Мэнна имеет две ипостаси. Одна – исследование двух характеров и из взаимоотношений на фоне чрезвычайных обстоятельств. Соблазнительно назвать роль Круза первой полностью отрицательной после его Лестата в «Интервью с вампиром». Но режиссеру и актеру такой лобовой подход был совершенно неинтересен.

Поэтому Винсент порой даже вызывает симпатию и желание понять, что сделало его именно таким. Ведь дело не в том, что, как говорит в фильме женщина-полицейская, эти «ребята-киллеры» скорее всего проходили тренировку в КГБ или восточногерманской тайной полиции «Штази» и остались без работы после окончания «холодной войны».

Кто бы ни был Винсент, Круз представляет его как человека, у которого была какая-то прошлая жизнь, какой-то переломный момент, сделавший его киллером. Даже если он и говорит Максу неправду в ходе разговоров в такси между «зачистками», то мы понимаем, что если факты и неверны, то эмоции подлинны. Равно как и Макс лжет Винсенту, чтобы не выглядеть в глазах другого мужчины неудачником. Макс тринадцать лет провел в такси, этой своеобразной тюрьме. И общение героев иногда смотрится как разговор сокамерников. Приходит на память и теория «стокгольмского синдрома», согласно которой между заложниками и их захватчиками возникают особые сближающие их отношения.

Вторая ипостась фильма - это триллер-детектив в стиле «нуар», когда атмосфера действия столь же важна, как и само действие. В этом смысле можно только радоваться возвращению режиссера Мэнна «на круги своя» после неудачной спортивной драмы «Али». «Collateral» стилистически ближе к полицейской драме Мэнна «Схватка» («Heat»), которую я бы причислил к одной из высот жанра. В «Сollateral» Мэнн демонстрирует блестящую технику монтажа, сочетания изображения и звука для создания желаемой атмосферы.

Конечно, дуэт Круз-Фокс не может и близко подойти по классу игры к корифеям Алу Пачино и Роберту де Ниро из «Схватки», но режиссер сумел получить - в особенности в случае Круза - желаемый результат от актеров, которые являются не просто фигурами на шахматной доске сюжета, а живыми людьми, за которыми интересно наблюдать.

Надеюсь на снисхождение, признавшись в том, что мои симпатии остались на стороне Винсента, которого авторы не побоялись в финале устранить. Тут уж ничего не поделаешь - Том Круз есть Том Круз.

XS
SM
MD
LG