Линки доступности

Когда на партийных съездах кипели страсти - 2004-07-30


В наши дни в США национальные партийные съезды, на которых выдвигается кандидат на пост президента, носят по преимуществу церемониальный характер, поскольку кандидат определяется раньше - в ходе первичных выборов. Сегодня главная цель съезда - вдохнуть энергию в делегатов и произвести яркое впечатление на избирателей.

В прошлом съезды были иными: кандидат от партии избирался в процессе настоящей политической борьбы, исход которой был неясен до самого последнего момента. Вот несколько примеров.

В преддверии президентских выборов 1896 года 36-летний демократ от Небраски Уильям Дженнингс Брайан выступал со страстными речами о политических проблемах дня, чаще всего - о выпуске в обращение серебряных монет в дополнение к золотым. Эта мера имела целью улучшить финансовое положение американцев в обстановке экономической депрессии.

Благодаря своему ораторскому искусству Брайан оказался делегатом на национальном съезде Демократической партии. Его не считали кандидатом на президентскую номинацию по причине молодости, а также потому, что за два года до этого он потерпел поражение на выборах в Сенат. Все изменилось после яркой речи Брайана, в которой он выступил за бесплатную раздачу серебряных монет. Восхищенные делегаты выдвинули его на пост президента. Брайан стал разъезжать с речами по стране. За день до выборов он выступил 27 раз! Но победителем вышел республиканец Уильям Маккинли...

В преддверии выборов 1940 года Республиканская партия раскололась на два крыла - изоляционистов, которые всеми силами старались удержать Америку от вступления во Вторую мировую войну, и интернационалистов, считавших необходимым подготовить страну на случай войны. Кандидат республиканцев-интернационалистов Венделл Уилки в прошлом был демократом и не занимал никакой выборной должности. Хотя Уилки руководил большой компанией коммунальных услуг, он производил впечатление симпатичного простака и ходил в мятых костюмах. «Босяк с Уолл-стрита», - пренебрежительно говорили о нем демократы. Казалось, что у него почти нет шансов на номинацию, но в среде изоляционистов произошел раскол, и большинство делегатов съезда стало скандировать имя Венделла Уилки. В радиорепортаже было сказано: «Председатель Джо Мартин произнес: "Из сердец американцев-патриотов вырвался крик "Мы хотим Уилки!"»

Между тем Венделлу Уилки противостоял демократ, обладавший еще большей популярностью, - президент Франклин Рузвельт, проведший в Белом Доме два четырехгодичных срока. По традиции, начатой Джорджем Вашингтоном, ни один американский президент не оставался на своем посту, отслужив два президентских срока. Однако Рузвельт решил, что он должен нарушить эту традицию перед лицом неотвратимо приближавшейся войны. У него были соперники из рядов Демократической партии, к тому же многие демократы были против оставления президента на третий срок.

Рузвельт колебался. Он даже не появился на съезде, вызвав недовольство многих делегатов. Но во время одного из заседаний верные Рузвельту делегаты ринулись в проходы между рядами, скандируя «Мы хотим Рузвельта!», после чего кто-то замогильным голосом, доносившимся откуда-то снизу, начал вещать: «Чикаго хочет Рузвельта! Иллинойс хочет Рузвельта! Нью-Йорк хочет Рузвельта! Америка хочет Рузвельта!»

Это решило все. Голос смотрителя канализационной системы города Чикаго, которого сторонники президента заранее предусмотрительно поместили в канализацию под залом, стал кульминацией съезда. Рузвельт был номинирован на третий срок.

В своей ответной речи президент так объяснил свое решение: «В сентябре прошлого года, когда началась война, я все еще был намерен просто, ясно и не откладывая заявить, что ни при каких условиях не буду добиваться переизбрания. Вскоре, однако, я убедился в том, что такое заявление было бы неразумным с точки зрения прямого общественного долга».

Франклин Рузвельт нанес поражение республиканцу Венделлу Уилки и прослужил третий президентский срок, после чего был выбран на четвертый, но вскоре скончался.

«Увы, эти времена прошли», - говорит профессор истории Колумбийского университета Алан Бринкли. По его словам, «сегодняшние партийные съезды превратились в тщательно срежиссированные политические рекламы».

«Делегаты напоминают послушных зрителей телевизионных шоу, следящих за ходом съезда по огромным экранам. Все участники съезда - кандидаты, партии, делегаты, средства массовой информации - дружно маршируют в царство банальности под железным контролем устроителей», - пишет профессор Бринкли в газете «Нью-Йорк таймс».

Однако во время войны или кризиса, добавляет он, может случиться, что сценарий будет нарушен, и на съезде вспыхнут подлинные политические страсти, напомнив о давно минувших днях...

XS
SM
MD
LG