Линки доступности

Девушки идут в науку и технику - 2004-07-25


Несмотря на сотни программ и тысячи долларов, направляемых на привлечение американских женщин в науку, технику, инженерные специальности и математику, исследования указывают на снижение числа женщин, стремящихся получить ученую степень в области компьютерных наук. Общественные организации, пытающиеся преодолеть эту тенденцию в других научных областях, сообщают, что им приходится вести трудную борьбу со средствами массовой информации и... с гормонами.

На севере тихоокеанского побережья Соединенных Штатов эту битву ведет созданная полтора года назад коалиция групп в поддержку науки и образования.

После 18 месяцев корпения над наукой в учебных классах Проект сотрудничества девушек Северо-Запада провел свою итоговую конференцию в пригороде Сиэттла, где расположена компания «Майкрософт».

Девушки, педагоги и наставники, участвующие в проекте, собрались, чтобы пообщаться и показать свои разработки в области науки, техники, инженерии и математики. Но мечты девушек о будущей карьере и успешных экспериментах в области «хайтека» таят в себе огромные трудности.

«Я сейчас приглядываюсь к наукам, связанным с судебной медициной, - говорит одна из участниц встречи. - Это интересная и, в то же время, довольно наукоемкая сфера. Например, надо будет слушать курс по химии, но я просто в ужас от нее прихожу - настолько сложно ее понять.

Триш Миллинес-Дзико, недавно вполне успешно трудившаяся в «Майкрософте», ушла из прославленной компании, чтобы обучать техническим навыкам ребят из негритянских и испаноязычных семей. Она считает, что 90 процентов успеха битвы за молодые научные кадры определяются фактором уверенности: «Если сравнить программиста-мужчину и программиста-женщину, то в девяти случаях из десяти парень продемонстрирует уверенность в решении любой проблемы. Девушка же больше подвержена угрызениям совести и не станет утверждать того, в чем не совсем уверена. Вот это и есть разница в уверенности».

По словам Триш, половое созревание также отрицательно сказывается на уверенности: «Повально господствует убеждение в том, что девушек интересуют только парни и собственный внешний вид. И девушки начинают быстро разочаровываться в науке, потому что наука, по их мнению, это не «круто». Возьмите любой журнал «Глэмор»: есть ли там хоть какое-то упоминание о науке? Ни одного. Вот в чем разница. Сложность нашей задачи в том, чтобы полностью преодолеть легкомысленные взгляды девушек на жизнь, при этом не лишая их нормальных человеческих радостей».

Триш Миллинес-Дзико утверждает, что ключ к победе девушки в битве с зовом природы и с глянцевыми журналами - в сотрудничестве с другими, кто озабочен дальнейшими судьбами девушек и науки. Вот почему два года назад Карен Питерсон основала Проект сотрудничества девушек Северо-Запада. Сначала профессор-педагог и ее единомышленники подумывали о создании совершенно новой программы по привлечению девушек в науку.

«Начав оценивать предстоящий фронт работы, мы открыли для себя существование множества отличнейших программ, - рассказывает Питерсон. - Все они нуждались в установлении взаимных контактов. Поэтому мы и решили создавать не новую программу, а систему таких контактов».

По словам Карен Питерсон, такой подход является решающим для удержания девушек на научной стезе, пока они получают образование. Самые большие трудности на этом пути связаны с половым созреванием, когда юноши кажутся им куда привлекательнее, чем какая-то биохимия.

Кэндис Уильямс, старшеклассница средней школы для девочек в городе Такома, в штате Вашингтон, согласна с пользой привлечения девочек в науку в раннем возрасте, но считает это недостаточным: «Девчонок надо привлекать к технике и никогда не прекращать оказывать им поддержку. Просто не переставать твердить им о технической карьере на протяжении всей школы».

У Кэндис слово не расходится с делом: после презентации своего исследования на конференции она начала уговаривать своих подруг вступить в Ассоциацию школьников-технарей. На одном из недавних конкурсов ассоциации афроамериканка Кэндис заняла первое место в области структурной инженерии, обойдя четверых других девчонок и 45 ребят. Ну и каково же ей после этого?

«Превосходно, - отвечает Кэндис. - Когда объявили результат, я визжала громче всех... Когда я выигрываю, я становлюсь хвастливой забиякой. Правда, ненадолго, ибо у меня не тот характер. Ведь если ты действительно способна на что-то - зачем хвастать?».

Кэндис провела небольшую научную консультацию для другой участницы конференции, тоже афроамериканки, двенадцатилетней Миранды Моррис. Получив в течение дня ответы на все свои вопросы в компьютерном классе конференции, Миранда заявила, что теперь понимает, что девочки вполне могут сочетать успехи в науке с успехом и популярностью среди сверстников: «Конечно, это достижимо. Меня довольно хорошо знают, и это приятно. Для меня наука - главный приоритет в школе. И это - «круче» всего на свете. Если я изобрету новую вакцину в помощь больным, такая популярность не сравнима ни с чем».

Миранда хочет стать врачом.

Очередной этап деятельности Проекта сотрудничества девушек Северо-Запада завершен. А основатели проекта рассчитывают вывести его на общенациональный уровень.

XS
SM
MD
LG