Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-07-16


Между Хиллари Клинтон и леди Макбет

В новом фильме лауреата «Оскара» (за фильм «Молчание ягнят») режиссера Джонатана Демме великая актриса Мэрил Стрип играет американского сенатора. Не знаю, как образ был выписан в сценарии фильма «Манчжурский кандидат» (The Manchurian Candidate), но Стрип играет свой персонаж, как гибрид реального сенатора Хиллари Клинтон и шекспировской леди Макбет. И если сходство с Хиллари угадывается в том, как Стрип представляет свою героиню внешне (костюм, прическа, некоторые маньеризмы), то аналогия с леди Макбет сыграна Стрип со всей силой ее таланта и театрального в том числе опыта.

Сюжет картины дает актрисе достаточно простора для того, чтобы представить нам главную злодейку фильма (довольно редкую в репертуаре Стрип!) как этакую «леди Макбет вашингтонского уезда». Ее сенатор по сюжету является матерью молодого кандидата в вице-президенты США (Лив Шрайбер). Этот молодой человек - герой первой войны в Персидском заливе, удостоенный высшей военной награды за спасение своего подразделения, попавшего в засаду, устроенную иракцами. Но странным образом все участники этой операции либо умерли при трагических обстоятельствах, либо страдают тяжелыми сновидениями, которые содержат намеки на какие-то манипуляции, проведенные с их личностью.

Фильм начинается с вполне реалистической сцены боевых действий, потом переходит в жанр политической драмы в стиле классического «Кандидата» (с Робертом Редфордом), а затем становится научно-фантастическим триллером на политическую тему. Это - строго по жанру. Но я бы назвал картину леволиберальной фантазией на тему теории заговора и антиглобализма.

Как мы узнаем довольно скоро, подразделение, в котором служил будущий вице-президент, было подвергнуто специальной психофизиологической обработке специалистами некоей глобальной компании со странным названием «Мanchurian» (не имеющей ничего общего с сопками реальной Манчжурии). В мозг подопытных военных были встроены специальные электронные чипы, которые позволяют контролерам из компании подавать команды любого рода, беспрекословно выполняемые. Таким образом, вице-президент находится под полным контролем концерна и своей матери, которая, как мы узнаем позже, находится в заговоре с «манчжурцами».

Единственным человеком, который становится на пути заговора коварных капиталистов с целью подрыва американской демократии, является майор американской армии, командовавший будущим вице-президентом. Эту роль играет Дензел Вашингтон. Но не могу назвать его игру впечатляющей, в отличие от того, что принес в фильм Лив Шрайбер, который создает сложный образ политика-идеалиста, находящегося под влиянием и контролем властной, материалистичной и даже инцестуальной матери-политиканши.

В этом аспекте фильма Стрип дает сильные аллюзии с Хиллари Клинтон, которая, по мнению многих, управляла Биллом Клинтоном. Однако фильм, несмотря на свой либеральный уклон, не является обязательно манифестом Демократической партии, направленным против Республиканской. В фильме партии не обозначены, и авторы как бы говорят, что в политике все одинаково плохи и аморальны.

Режиссер Демме демонстрирует отточенную технику постановки фильма, несколько бесстрастную, но достаточно вовлекающую зрителя в действие. У Дензела Вашингтона не получается создать образ положительного героя, которому хочется сострадать. Несколько амбивалентный герой Лива Шрайбера вызывает порой симпатию, ибо довольно скоро мы понимаем, что он не ведает, что творит. А в финале картины он и вовсе поступает довольно благородно, высокой ценой разрубая клубок змей.

Русский режиссер Андрей Кончаловский как-то сказал, что интересен тот фильм, в котором интересен главный злодей. Мэрил Стрип блестяще подтверждает эту мысль, создав образ злодейки, от которой нельзя оторвать глаз.

XS
SM
MD
LG