Линки доступности

Выводы «убийствологии»  - 2004-07-06


За последние десятилетия появилось несколько тысяч исследований, в которых прослеживается связь между проявлениями насилия в жизни и восприятием насилия в кино, телевидении и компьютерных играх. Одна из последних работ, где делается упор на видеоигры, принадлежит перу журналиста Джея Стуллера.

Автор обращает внимание на быстроту развития сферы видеоигр. Она возникла в середине 70 годов, а сегодня - это индустрия с оборотом в 12 миллиардов долларов в год. Среди компьютерных игр специалисты различают игры, ориентированные на процесс и на результат. По их мнению, последние чреваты особо опасными последствиями, так как заставляют игроков брать на себя роль компьютерного персонажа. И именно эти игры, нередко изображающие разрушения и насилие, пользуются особенным успехом у детей и подростков.

Среди видеоигр, выпущенных в 2003 году, особую популярность популярность приобрела интерактивная игра «Grand Theft Auto: Vice City». Название можно перевести как «Большой угон в городе Грех-Сити». Играющие, попав в виртуальный город, могут украсть полицейскую машину, безнаказанно переезжать и убивать пешеходов, торговать наркотиками и связываться с проститутками, а потом убивать их, чтобы вернуть заплаченные им деньги.

Организация родителей «Lion and Lamb Project» («Проект лев и ягненок»), пытающаяся бороться с экранным насилием, резко отзывается о «Великом угоне в городе Грех-Сити»: хотя игра, в принципе, предназначена для взрослых, можно не сомневаться, что она попадет в руки детей и подростков. Как подчеркивает инициатор организации Дафни Уайт, среди промышленно развитых стран мира США лидируют по количеству «злых игрушек». Речь идет об играх, которые уменьшают чувствительность к насилию и приводят к изменениям в поведении детей, особенно учитывая, что дети младше 6 лет с трудом отличают реальность от выдумки.

Один из наиболее активных критиков экранного насилия, бывший профессор военной академии Дэвид Гроссман руководит работой в созданной им области исследования мотивов убийств, которую он называет «убийствологией». Среди трудов Гроссмана Стуллер особо выделяет книгу «On Killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society» («Психологическая цена обучения убийству на войне и в обществе»).

Гроссман отмечает, что, скажем, обучая солдат или полицейских стрельбе, гораздо эффективнее использовать электронные моделирующие устройства и тренажеры, чем проводить учебные стрельбы на полигонах. В качестве системы «ввода» может служить макет пистолета или автомата. Поскольку известной фирме детских видеоигр «Нинтендо» не к лицу продавать военным «имитаторы убийств», очень просто создать «злую игрушку», видоизменив графику и заменив пистолет джойстиком. Гроссман приводит образцы рекламы «злых игрушек»: некоторые из них позволяют «убивать друзей без угрызений совести». Другие позволяют, отрубив голову врага, ею же убивать других.

В первой серии фильма Квентина Тарантино «Убить Билла» в течение полутора часов показываются сцены убийств и насилия. Если бы речь шла о сексе, лента получила бы рейтинг «порно». А так - Тарантино на лондонской премьере фильма советовал подросткам: «Если вам стукнуло 12 лет, вы должны посмотреть «Убить Билла». Вы весело проведете время».

Тарантино подчеркивает, что его защищает Первая поправка к Конституции США, гарантирующая свободу слова. Но «если нравственность не останавливают людей делать подобные заявления, - пишет Стуллер, - то обществу необходимо наладить контроль. Мы же не продаем малолетним порнографию, алкогольные напитки и сигареты».

Американская медицинская ассоциация называет насилие неотложной медицинской проблемой. О связи экранного насилия с агрессивностью в жизни говорят многие данные. Так, случаи нападений при отягощающих обстоятельствах в США возросли с 1957 года в семь раз. С 1977 по 1993 годы аналогичные случаи в пересчете на душу населения увеличились в 5 раз в Норвегии и Греции и в 4 раза в Австралии и Новой Зеландии.

Есть ли возможность уберечь детей от опасных видеоигр? Джей Стуллер советует заниматься воспитанием и просветительской деятельностью, одновременно добиваясь от законодателей введения новых запретов. Простых решений нет, но бороться необходимо, закачивает он свою книгу.

XS
SM
MD
LG