Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-07-03


А был ли мальчик?

Победителей, конечно, не судят. Да я, собственно, и не хочу судить новый фильм “Spider-Man 2” («Человек-паук-2»), который в первый же день демонстрации собрал в кинотеатрах более 30 миллионов долларов и отправился в заоблачные пределы, где только в Северной Америке сборы окажутся в районе полумиллиарда долларов, не говоря уже о мировом прокате.

Значит, что-то такое в этом фильме есть, что завораживает не только детей и подростков, но и множество взрослых. Феномен кинематографического варианта популярного комикса нуждается в некоторых объяснениях.

Проще всего будет сказать, что американцы несколько наивны и воспринимают мир по-детски. Много лет назад мой друг и коллега-кинокритик из тогдашнего Советского Союза, прознав про сенсационный в тот год успех «Звездных войн», написал мне в Америку письмо (электронной почты и в помине не было), несколько строк из которого я процитирую по памяти (за смысл ручаюсь): «В какой счастливой стране ты живешь, если эта сказка у вас самый популярный фильм и о нем всерьез рассуждают в печати».

Точно так же всерьез обсуждают и вторую серию «Человека-паука» режиссера Сэма Райми, поставленную по сценарию дважды лауреата «Оскара» Алвина Сарджента («Джулия», «Обыкновенные люди»). Того и гляди, последуют номинации на «Оскара» - не в технических категориях, в которых картина очень сильна, а за режиссуру, сценарий, и, может быть, исполнение ролей.

Но, помилуйте, господа! Да, картина весьма добротная, смотрится легко, спецэффекты намного качественнее, чем в первой серии. Главный злодей, доктор Отто Октавиус (сокращенно Док Ок) в исполнении британского актера Альфреда Молины (когда-то сыгравшего советского моряка в английской картине «Письмо Брежневу»), в целом интереснее «среднего» злодея американского кино.

История, рассказываемая в фильме, начинается два года спустя после того, как Питер Паркер (Тоби Макгвайр), размазня в реальной жизни и супергерой человек-паук в чрезвычайных обстоятельствах, расстался с Мэри Джейн Уотсон (Кирстен Данст). Он все еще любит Мэри Джейн, но по-прежнему боится открыться ей, поскольку у Человека-паука всегда есть враги, и девушке будет угрожать опасность.

Мэри Джейн встречается с американским астронавтом и даже подумывает выйти за него замуж, хотя с трудом скрывает свои чувства к Питеру.

Питер никак не может преуспеть в учебе, не может заработать достаточно денег на жизнь, и его начинают тяготить человеколюбивые обязанности человек-паука. Питер решает отказаться от своих суперспособностей, и поначалу у него все начинает получаться в жизни. Но по законам кинокомикса жить спокойно ему не придется. Питер оказывается узником своей совести. И когда в результате неудавшегося научного эксперимента по синтезу сверхэнергии Док Ок становится чудовищем с осминожными конечностями-роботами и грозит уничтожить своим изобретением Нью-Йорк (намек на атомный взрыв), Питер снова вступает в бой и, конечно, побеждает, при этом спасая взятую Доком Оком в заложницы Мэри Джейн. Мэри узнает, кто такой Питер на самом деле, и после некоторых душевных метаний убегает со свадьбы в подвенечном наряде в скромную комнатку Питера.

Вот такой простенький сюжет.

Конечно, одним из компонентов успеха серии «Человек-паук» является то, что Питер - молодой человек маленького роста, без особых мышц. И почти каждый зритель может себя с ним идентифицировать. Кроме того, в наши времена постоянной опасности терроризма нам нужны нормальные герои, а не накачанные Сталлоне-Рембо.

Я все это понимаю, но все-таки, как можно всерьез философствовать по поводу картины, где все так просто и так ясно? Где нет никакой особой психологической глубины, где можно предсказать события на пять сцен вперед?

Если уж говорить о кинокомиксах сколько-нибудь серьезно, то мне была более интересна мрачная загадочность Бэтмена из первых двух серий о человеке-летучей мыши. А тут милый мальчик Питер (намек на Питера Пэна, который никак не мог вырасти?) летает себе между небоскребами Манхеттена и спасает нас от разных бед.

Для первой серии была снята сцена, когда человек-паук сражается с врагами на башнях-близнецах Торгового центра в Нью-Йорке. После того, как случилась трагедия 11 сентября, сцену убрали из еще не готового фильма.

Не уберег башни и людей в них наш супергерой. Зря мы тешим себя сказками о спасителях отечества в эластичных облегающих тело костюмах.

XS
SM
MD
LG