Линки доступности

Приговор суда в Катаре - 2004-07-01


Суд Катара приговорил двух российских граждан к 25 годам лишения свободы, признав их виновными в убийстве бывшего чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева.

Председатель Совета муфтиев России, хазрат Равиль Гайнутдин сказал по телефону «Голосу Америки», что его Совет готовит обращение к эмиру Катара с просьбой проявить милосердие и отменить приговор двум российским гражданам.

Ильяс Ахмадов, министр иностранных дел республики Ичкерия, получивший политическое убежище в США, считает приговор суда справедливым. В интервью «Голосу Америки» по телефону он, в частности, сказал

Ильяс Ахмадов:
Когда я думаю об этой инициативе и о целой серии оправдательных приговоров в отношении чеченских дел… Это дело капитана Ульмана и последнее свежее дело, дело двух лейтенантов, которые убили и сожгли людей, потом пытали, стреляли, есть масса свидетелей… Вообще, когда я думаю о российском правосудии, мне всегда на ум приходит изречение датского принца: «Какая-то в державе Датской гниль». Посмотрите на суды присяжных: казалось бы, власть народа, да? Они оправдывают убийц, самых реальных убийц. Посмотрите - Муфтият России просит освободить людей, вина которых доказана, которые являются убийцами. Вообще, эта традиция убийств политических оппонентов, которая длится еще со времен товарища Сталина - помните, убийство Троцкого, Миллера, Кутепова… Можно этот скорбный ряд продолжать и продолжать. Насколько они не изменились, насколько правосудие политизировано. И я не понимаю этой инициативы, что Муфтият защищает в данном случае. Много вопросов здесь возникает. И вопрос о самом правосудии, вопрос и о том, насколько реальным участником антитеррористической коалиции так называемой является Россия. Например, американцы передают семерых заключенных из Гуантанамо - и полный шок. Через неделю их отпускают в Россию. Я очень рад, что их отпустили, может быть, но отпускать так быстро, нарушая все процедуры… Тут целый комплекс вопросов есть, и то, что Муфтият в данном случае вмешивается и пытается использовать какие-то религиозные мотивы, религиозную идентичность - это ужасно. Есть приговор. И обратите внимание, что, как только любой вопрос, касающийся Чечни доходит до истинного правосудия, только там мы получаем реальные оценки происходящего в Чечне.

Инна Дубинская:
Заместитель главы Духовного управления мусульман России, хазрат Мухамедгали Хузин призвал власти Катара задуматься о том, какие негативные последствия этот приговор будет иметь для миллионов мусульман в России. Что вы об этом думаете?

И.А.:
Вы знаете, сколько можно использовать этот шантаж, что власти будут давить и наказывать невиновных? Я думаю, что это - нелепый аргумент.

И.Д.:
А как насчет усиления тенденций исламофобии в России?

И.А.:
Я думаю, что это настолько запущенная машина - и исламофобия, и ксенофобия - это настолько внутренняя составляющая нынешних российских процессов, что это едва ли каким-то определяющим образом окажет влияние на форсирование этого процесса.

И.Д.:
Если суд Катара оставит в силе этот приговор, каковы будут последствия? Может ли быть создан какой-то прецедент, и какой?

И.А.:
Я думаю, что это прекрасный прецедент. Наконец-то этой длинной череде зарубежных убийств НКВД, ГПУ и нынешнего ФСБ дан, в общем-то, достаточно серьезный отпор. Показали, что не везде и не всегда можно позволять себе подобные вещи. Во всяком случае, в Катаре это невозможно.

И.Д.:
А если приговор отменят.

И.А.:
Это все опять же - в компетенции суда. Но если отменят, я думаю, что это будет все-таки какой-то процесс дипломатического давления и еще каких-то, может быть, составляющих этого давления. Но - факт, что следствие шло достаточно долго, суд достаточно скрупулезно разбирался и достаточно тщательно доказывал вину подсудимых. И, по сути дела, со стороны адвокатов подсудимых не было представлено ни одного реального доказательства их невиновности. И если отменят, ну что ж… это будет печально.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что адвокаты российских граждан будут подавать апелляцию о пересмотре приговора их подзащитным в Катаре.

XS
SM
MD
LG