Система взаимных расчетов
Дорогие дамы, прошу не беспокоиться! В свои 67 лет один из первых красавцев американского кино Роберт Редфорд все еще прекрасно смотрится на экране. Он даже может себе позволить обилие крупных планов, на которых отчасти и держится его новый фильм “The Clearing”
Слово “clearing” в английском языке может означать и прояснение, и лесную просеку, и систему взаимных расчетов. И все три значения можно приложить к картине. В ней показано прояснение отношений персонажей на фоне трагедии.
Значительная часть действия фильма происходит на лесных просеках. Мы становимся свидетелями взаимных моральных расчетов между близкими и даже чужими до недавнего времени людьми.
Роберт Редфорд играет мультимиллионера Уэйна Хэйса. Он и его верная жена Эйлин (Хелен Миррен) на первый взгляд имеют все, о чем может только мечтать американец - десятки миллионов в банке, роскошную виллу в районе Питтсбурга, взрослых детей, вставших на собственную дорогу.
Уэйн - типичный американский self made man, то есть, человек, добившийся всего своим собственным трудом и талантом. Начав с нуля, он построил преуспевающий бизнес по аренде автомобилей, потом продал его за 42 миллиона долларов. Он не ушел на покой, а продолжает удовлетворять свои амбиции в бизнесе.
С первых кадров картины режиссера Питера Яна Брюгге (сценарий Джастина Хайти) мы чувствуем, что не все так уж радужно в доме Хэйсов. Супруги живут как бы каждый своей жизнью, в их отношениях что-то безвозвратно утеряно. Редфорд и Миррен без лишней риторики, одними оттенками слов, движениями тела, взглядами передают отчуждение, наступившее в отношениях супругов.
Интересно, что они оказываются куда более тесно связанными, когда разлучаются - не в своих сердцах, а по чужой злой воле.
Прямо у выезда с виллы Уэйна под угрозой оружия похищает некий Арнольд (Виллем Дэфо) - человек, когда-то работавший у Хэйса. Арнольду, как говорится, нечего терять: он хронический безработный, он несчастлив в браке, словом - типичный неудачник. Но в данном случае неудачник с пистолетом.
Поначалу Арнольд представляет дело так, как будто он работает на неких «заказчиков», желающих получить выкуп за Уэйна. Позже мы узнаем, что это не вполне так, но детективные подробности в данном случае не столь уж важны. Хотя у картины и есть родовые признаки триллера, она - не триллер. Фильм - психологическая драма с элементами триллера. И нам интересно не столько узнать, «чем все кончится», сколько понаблюдать за поведением людей в чрезвычайных обстоятельствах.
Роберт Редфорд самой своей природой создан играть главных, скорее положительных героев. Его Уэйн Хэйс, тем не менее, не слишком очевидный характер. По ходу картины, в противостоянии с Арнольдом в нем открываются иногда довольно низкие черты, позволяющие нам на какое-то время даже симпатизировать похитителю, а не похищенному. Здесь Редфорд смело играет против своего же стереотипа, как сказали бы раньше «голубого» героя, но сейчас этот цвет в русском языке относят к лицам определенной сексуальной ориентации, что не имеет никакого отношения к нашему фильму.
В прошлом, даже жулики, которых иногда играл Редфорд, были очень симпатичными. В этой картине, когда его герой показывает свое другое лицо, оно нам отнюдь не всегда приятно.
Впрочем, и Арнольд, как его играет Виллем Дэфо, далеко не однозначен и порой вызывает симпатию. Диалоги между ним и Уэйном - самое интересное в фильме. Редфорд и Дэфо составляют интересный дуэт, который не допускает ни одной фальшивой ноты в сложной партитуре их коротких, но интенсивных отношений.
И тут я должен высказать упрек авторам. Желая показать, как на фоне трагедии проясняются замутненные отношения между Уэйном и его женой, фильм постоянно меняет лесное место действия (Арнольд уводит Уэйна в урочище) на ситуацию в семейной резиденции Хэйсов.
При всех стараниях опытной Хелен Миррен, ее персонаж обиженной, но верной жены, отвлекает внимание от куда более интересного персонажа Редфорда и его отношений с персонажем Дефо.
Опытный мастер Редфорд точно показывает, как взаимные расчеты могут быть важны не только в бизнесе.
Что касается меня, как зрителя, то у меня осталось ощущение, что мне не доплатили несколько «редфордов».