Линки доступности

Суд над Ходорковским и Лебедевым - угроза демократии в России - 2004-06-25


Угроза судьбе демократии в России - так назвали судебный процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым два ведущих западных юриста, выступая в вашингтонском Институте Кеннана.

В команде защиты Михаила Ходорковского работают два западных адвоката: Роберт Амстердам - известный юрист-правозащитник, совладелец международной канадской адвокатуры с офисами в Париже, Майями и Пекине, и Санфорд Сондерс - американский правовед с двадцатилетним опытом адвокатской практики по сложным делам в области гражданского процессуального права и так называемой «беловоротничковой преступности».

То, что дело против Ходорковского и Лебедева носит политический характер, уже ни у кого не вызывает сомнения. На прошлой неделе Кремль признал это открыто устами Германа Грефа. Занимаясь разными аспектами защиты по делу против Михаила Ходорковского, оба адвоката сходятся во мнении относительно далеко идущих последствий этого судебного процесса.

«Прокуратура не по собственной инициативе совершает противозаконные действия, - сказал Роберт Амстердам. - Это происходит в контексте стремительного движения России к авторитарному режиму и в контексте российской внешней политики, которая выхолащивает все институты государственной власти в пользу централизованного контроля со стороны ближайшего окружения президента. Такой антидемократический экспорт, возрождение Совета Европы времен 1915 года (который, к сожалению, сочли приемлемым президент США и лидеры других стран Европы), - это подмена диалога демократических институтов личными отношениями и дружескими частными телефонными разговорами. Она позволила под видом борьбы с международным терроризмом начать наступление на гражданские права и права человека. Дело Ходорковского - критически важный момент этой кампании. Это необходимо понимать всем, кому не безразлична судьба России».

Популярный сейчас в России призыв к «диктатуре закона», по его словам, не имеет ничего общего с законом, а представляет собой просто диктатуру. «Поражает то, что Америка спокойно наблюдает за этим, - заметил Роберт Амстердам, - что Запад позволяет продолжаться открытому наступлению не только на Ходорковского и Лебедева, но и на всех нас. Мы с ними в одной клетке, поскольку сейчас в России судят не только их, но и наши интересы, разрушая крупнейшую российскую частную компанию, отнимая рабочие места у сотен тысяч людей и лишая Америку возможности будущего участия в разработке и использовании нефтяных ресурсов России. Это проверка того, как далеко может зайти правительство России, преследуя собственные цели. Этот судебный процесс над человеком, который стал пионером прозрачности бизнеса в России, имеет большое геополитическое значение».

За двадцать лет адвокатской практики Санфорду Сондерсу много раз приходилось вести сложные дела, связанные с противозаконными действиями руководителей крупных компаний, в том числе в энергетическом секторе. Тщательный анализ материалов дела против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева привел его к выводу об отсутствии состава уголовного преступления. По его словам, уже существует множество прецедентов принятия решений по аналогичным обвинениям на основе российского гражданского процессуального кодекса.

«Речь не идет о том, что западные юристы приехали в Россию и пытаются навязать российской судебно-правовой системе свои убеждения и свою правовую систему, - сказал Санфорд Сондерс. - Мне было очень интересно читать Конституцию Российской Федерации. Она намного длиннее американской. Российский Уголовно-Процессуальный Кодекс, права и свободы граждан, - все это есть в Конституции РФ, включая право на освобождение под поручительство в ходе следствия. На самом деле принципы российской Конституции гораздо либеральнее, чем в Конституции США. Однако то, что декларируется на словах, не выполняется и не интерпретируется в правоприменении».

Сондерс подчеркивает, что сравнение дела ЮКОСа с делом американской компании «Энрон» не выдерживает никакой критики. Единственное, что объединяет обе компании, - это то, что обе они работают в энергетическом секторе. На этом их сходство заканчивается. ЮКОС, в отличие от «Энрона», не скрывал от инвесторов масштабы и характер своей деловой активности, а также связанные с этим прибыли и потери. Налоги, которые платил ЮКОС, постоянно проверялись государственными инспекторами и не вызывали нареканий вплоть до декабря 2003 года. В любой цивилизованной стране нормальный путь пресечения использования недостатков налоговой системы в целях сокращения налогового бремени - это изменение законов, а не наказание бизнесов за нерадивость и недальновидность тех, кто это законы принимает.

Оба адвоката убеждены, что негативное отношение большинства россиян к Ходорковскому и Лебедеву сформировано средствами массовой информации, которые контролируются властями. «Люди знают то, что им говорят. Они слышат только одну правду и видят только черное и белое, забывая о том, как много других оттенков в спектре между этими двумя цветами. Ходорковский не ангел, - заметил Роберт Амстердам. - Но было бы большой ошибкой забывать о том, какую роль он сыграл в том, чтобы ускорить социально-экономические и политические реформы в стране. Гражданские организации России знают, что поставлено на карту в этом судебном процессе. Именно поэтому они все как один встали на защиту Ходорковского».

XS
SM
MD
LG