Линки доступности

Убийство ученого в Санкт-Петербурге - 2004-06-21


В субботу в Санкт-Петербурге был убит старший научный сотрудник Института антропологии и этнографии, ведущий российский эксперт по проблемам межнациональных отношений Николай Гиренко. Это преступление вызвало широкий резонанс не только в России, но и за рубежом - Гиренко был ученым с мировым именем.

По утверждениям специалистов, книга Николая Гиренко «Социология племени» стала подлинным открытием в науке о межэтнических отношениях, а термин «Концепция Гиренко» прочно закрепился в этнологии.

Прокуратура Петербурга, принявшая к производству уголовное дело об убийстве Николая Гиренко, рассматривает две основные версии случившегося: убийство из хулиганских побуждений и убийство, совершенное в связи с выполнением им деятельности в качестве эксперта по национальным вопросам. Между тем, люди, близко знавшие ученого, не сомневаются в политическом характере преступления. Говорит пресс-секретарь санкт-петербургского союза ученых Андрей Пуговкин:

«Гибель Николая Гиренко – это не только трагическое событие и большая утрата, это, к сожалению, событие симптоматичное и знаковое. Демонстративно, средь бела дня в центре города был убит человек, который играл в политической жизни Петербурга роль, может быть, даже большую, чем некоторые политические партии. Хотя, возможно, не все об этом знают. Николай Михайлович Гиренко, будучи известным ученым-этнографом, пожертвовал своей научной карьерой, ради очень тяжелой, неблагодарной и опасной задачи - борьбы с неофашизмом и проявлениями расовой ненависти в современной России. Он известен в этой роли еще с конца 80 годов. Он был одним из первых, кто почувствовал наступающую опасность, и кто реально отдавал все свои силы для того, чтобы эту опасность предотвратить. Будучи судебным экспертом и участвуя почти во всех процессах, которые касались преступлений на почве межнациональных отношений, он, как никто, доказательно, аргументированно и смело показывал органическое родство советской и фашистской психологии, вскрывал глубинные причины того массового сочувствия, которым пользуются нацисты, национал-большевики, скинхеды, среди сотрудников российских правоохранительных органов и спецслужб. За это его безмерно уважали одни и люто ненавидели другие. Потому что с этим человеком бессмысленно было договариваться, подкупать его, или угрожать. Да, собственно, вспомнить, как административный пресс, раз за разом включался только для того, чтобы сорвать голосование, на котором в Законодательном собрании Николай Михайлович неизбежно был бы выбран уполномоченным по правам человека в Петербурге. Это происходило три или четыре раза, пока он сам не махнул на это рукой. Те процессы, которые российским правозащитникам удалось в немногих случаях выиграть, на которых судили лиц, обвинявшихся в пропаганде межнациональной розни и преступлениях на этой почве – фактически, все эти процессы были выиграны, во многом благодаря Николаю Михайловичу. Он пользовался международной известностью. Его регулярно приглашали выступать с докладами и лекциями на форумы самого высокого уровня, проводившиеся под эгидой ООН, межправительственных и международных неправительственных организаций. Еще раз повторяю, что этот человек жизнь свою отдавал выдавливанию по капле из нашего общества унизительного, подлого рабства. Это опасно, знаете ли… Такое не прощают. И вот сейчас почему-то понятие российского патриотизма ассоциируется с людьми, которые пытаются навязать нашей стране давно пройденный, изживший себя и дискредитировавший нашу страну во всем мире советский путь развития. На самом деле Николай Михайлович Гиренко погиб, защищая честь и достоинство своей страны. Погиб, как солдат. Бог послал ему легкую и доблестную смерть».

XS
SM
MD
LG