Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 91 - 2004-06-20


Записи, звучащие в программе:

“Maids of Cadiz”. Гил Эванс
“Blues for Pablo”. Гил Эванс
“Summertime”. Джордж и Айра Гершвины

Сегодня я вновь представляю вам записи из моей личной коллекции.

Композиция “Maids of Cadiz”, вошедшая в последний альбом «Черного принца» американского джаза, была создана Гилом Эвансом на основе мелодии французского композитора Делиба.

В истории современного джаза существует не так уж много творческих союзов, приводивших к рождению музыки, которой суждено стать событием, над которым не властно время. Один из таких союзов родился в 1948 году, в результате встречи Майлса Дэвиса - гениального импровизатора, и Гила Эванса - не менее гениального аранжировщика. Его результатом было рождение группы «Майлс Дэвис кул бэнд». На протяжении двухнедельного ангажемента родились такие шедевры джаза как “Boplicity”, “The Pan Piper”, “Solea”, определившие пути развития нового направления «кул» (cool).

Когда в 90 году у Куинси Джонса возникла идея воскресить шедевры, рожденные в пятидесятые годы, он понимал, что убедить Дэвиса сделать это будет совсем не просто: Дэвис не любил оглядываться назад, иногда полушутя, полусерьезно заявляя, что за свою жизнь ему удалось пять раз совершить революцию в джазе.

Даже после возвращения к музыке после долгой болезни, надолго выведшей его из строя (Дэвис не играл с 75 по 81 год), он отказывался возвращаться к дням своей былой славы.

«Мне стоило огромного труда, - вспоминает Куинси Джонс, - уговорить его вновь сыграть пьесы, рожденные в далекие «холодные» пятидесятые годы… Когда я понял, что лучшего места для осуществления моей идеи, чем фестиваль в Монтро, не придумать, я решил подключить к переговорам основателя фестиваля, с которым я на протяжении трех лет работал в качестве продюсера. Клод Ноббс приехал в Нью-Йорк, и мы собрались все вместе. И говорили, говорили, говорили… Наконец, когда нам удалось уломать Майлса, он, покачав головой, произнес: «Ох, парень, это нам влетит в копеечку».
Не поняв, о чем он говорит, я переспросил: «Что ты имеешь в виду - заплатить музыкантам? Не такие уж это большие деньги!»
«Я не о том, - возразил Дэвис. - Играть эти штуковины - чертовски трудная штука».

Куинси Джонс отлично понимал, о чем говорит Дэвис. Понимал он и чего стоит его согласие. Зная, что другого, подобного этому случая, не представится, он собрал для выступления две группы музыкантов: оркестр Гила Эванса, которым, после смерти Гила в 88 году руководил его сын Майлс, и оркестр Джорджа Грантца - «Джордж Грантц бэнд».

«Когда начался концерт, - рассказывает Куинси Джонс, который дирижировал сдвоенным оркестром, - я увидел после одного из номеров лицо Майлса. Он улыбался такой широченной, такой «полной» улыбкой, какой я не видел на его лице никогда в жизни. Это было абсолютное раскрепощение и самоотдача, и безоглядное растворение в музыке. Он возвращался к своим корням: с того момента, когда он впервые сыграл многое из исполняемого в этот вечер, прошло сорок два года».

Реакция присутствовавших на фестивале в Швейцарии в июле 91 года не вызывала ни у кого сомнения в том, какая музыка рождалась в этот вечер.

Одна из самых завораживающих композиций Гила Эванса - «Блюз для Пабло» - была записана впервые на студии “CBS” в 50 году и прозвучала в шестидесятом в программе “The Sound of Miles Davis”.

Основатель и организатор фестиваля в Монтро Клод Ноббс рассказывает, что знаменитый джазовый пианист Херби Хэнкок не сумел приехать, чтобы послушать Майлса Дэвиса, которого он, как и Куинси Джонс, боготворил. Он оказался в Швейцарии, уже когда фестиваль был закончен. Придя в гости к Нобсу, он попросил поставить пленку с записью Майлса.

«Я стал плакать с первыми же звуками, - рассказывает Хэнкок. - Музыка, услышанная мной в этот вечер, навсегда изменила мою жизнь». Что до жизни самого Майлса Дэвиса, то буквально через несколько недель после своего триумфа он неожиданно заболел и был срочно доставлен в одну из клиник Лос-Анджелеса, где скончался 28 сентября 91 года. Но, в отличие от простых смертных, у гениальных музыкантов есть надежда на бессмертие - до тех пор, пока жива их музыка. А она, как мы слышим сегодня, жива…

XS
SM
MD
LG