В мае исполнилось десять лет со дня смерти бывшей первой леди Америки Жаклин Кеннеди. Но вдова убитого президента продолжает будоражить воображение соотечественников и иностранцев. Выставка ее гардероба и личных вещей привлекает толпы посетителей четвертый год подряд. В библиотеке книг о Джеки Кеннеди каждый год прибавляется по несколько новых названий. А в Нью-Йорке с аншлагом идет пьеса-монолог под названием «Цирк Жаклин».
Не будет преувеличением сказать, что Жаклин Кеннеди-Онассис при жизни была самой знаменитой женщиной мира. Ее превозносили как образец моды и стиля, как эталон материнской преданности и силы духа молодой вдовы. Но вместе с тем ее клеймили как искательницу легких денег после замужества с греческим магнатом Аристотелем Онассисом в 1968 году.
Все это - легенду и достоверность, обожание и зависть - сумела собрать воедино на сцене Андреа Риз, автор и исполнительница спектакля-монолога «Цирк Жаклин», идущего в театре Triad.
«Чего мне категорически не хотелось, так это изображать мраморный памятник на пьедестале, - рассказывает Андреа. - Мне хотелось забраться в шкуру Джеки и показать ее такой, какой она была. Для большинства она осталась в памяти светской дамой. Но когда я стала читать воспоминания людей, знавших ее, то поразилась, насколько расхожие представления не похожи на реальность».
В юности Андреа Риз часто слышала, что она очень похожа на Жаклин Кеннеди. Возможно, это подтолкнуло ее интерес. А, занявшись подготовкой спектакля, она обнаружила множество неожиданных подробностей из жизни миссис Кеннеди: «Оказывается, она часто давала советы Джеку. Это было их секретом. Никто об этом не знал. Президент спрашивал ее мнение по всем важнейшим вопросам. Жаклин была отменно образована и начитана. Но не только - она обладала живым умом и остроумием. В школе, а потом в колледже она устраивала замечательные розыгрыши».
Мало кто знал об этом - как и том, насколько глубока была ее душевная драма после убийства президента Кеннеди в 1963 году. «Я поняла многое из того, что она никогда не показывала на людях, будучи человеком сдержанным и ценящим прайвеси, - продолжает актриса. - Смерть любимого мужа, который умирал у нее на руках в машине на глазах тысячной толпы, травмировала ее гораздо сильнее, чем мы представляем».
Спектакль-монолог называется по-французски «Cirque Jacqueline» - «Цирк Жаклин». Андреа Риз поясняет, что название навеяно не тем цирком, который устраивали папарацци вокруг жены, а потом вдовы президента и ее семьи, а реакцией юной Джеки на трудное детство, отца-алкоголика и скандальный развод родителей: «Ребенком она пользовалась своей богатой фантазией, чтобы спрятаться от реальности. Жаклин была богато одаренной творческой натурой. Много лет спустя она призналась подруге, что подростком мечтала убежать из дома, примкнуть к бродячей цирковой труппе и забыть обо всем, что творилось в ее семье».
После каждого представления Андреа Риз спускается со сцены в зал, чтобы поговорить со зрителями. Ее поражает, как много историй - выдуманных и достоверных - хранят люди о Жаклин Кеннеди.