Линки доступности

Торговля людьми в Молдове - 2004-06-08


На днях все молдавские СМИ сообщали о судебном приговоре, вынесенном гражданке Республики Молдова Светлане Кихай. Будучи обвиненной в торговле людьми, она была лишена свободы сроком на 10 лет. Следствием установлено, что в 2003 году Светлана Кихай переправила в Турцию и продала в стамбульские бордели двух молодых девушек, получив за это 2300 американских долларов. По данным Министерства внутренних дел республики, только в этом году полицией заведено 49 дел по фактам торговли людьми. До сегодняшнего дня выявлено тринадцать каналов поставки людей за границу в бордели, в том числе четыре канала - в Турцию. Особенно беспокоит специалистов, и в целом молдавскую общественность, тот факт, что серьезные обороты набирает торговля детьми. В середине мая, к примеру, полиция задержала жительницу Кишинева, которая завербовала двух девочек и уже собиралась их отправить в Турцию. Девочкам едва исполнилось 11 лет.

Абсолютно точных статистических данных относительно того, сколько детей было завербовано в общей сложности и продано за границу, пока не существует. Это объясняется тем, что детей вывозят нелегально, а возвращенные не всегда проходят через реабилитационные центры. Очень часто жертв трафикинга - как взрослых, так и детей - просто депортируют из страны, где они были задержаны. Все же, изучив многие дела и интервью с пациентами реабилитационных центров, специалисты установили, что несовершеннолетние составляют примерно 30 процентов из всех жертв трафикинга. Около 60% - девушки в возрасте от 18 до 24 лет.

Что же происходит в молдавском обществе? Почему молдоване, которые во все времена были известны миру как очень любящие родители, готовые пожертвовать всем ради своих детей, ради их образования и благополучия, отдают своих детей? И отдают ли?

Экономическая ситуация в республике действительно сложная. Молдова числится среди беднейших стран европейского континента. Около половины населения живет за чертой бедности. Ежегодно каждая четвертая или даже третья семья не в состоянии подготовить своих детей к школе: купить им обувь, одежду и необходимые школьные принадлежности. Пособие, предлагаемое государством многодетным семьям и составляющее не более пяти долларов в месяц на каждого ребенка, настолько несущественно, что его, практически, ни на что не хватает.

Тем не менее, в республике не были зарегистрированы случаи продажи детей. Ситуации обычно развиваются по другому сценарию. Дельцы обещают бедным семьям устроить их детей на работу в столице или за рубежом. Родители, поразмыслив, приходят к выводу, что, чем слоняться по деревне или городу, пусть лучше сын поработает помощником торговца овощами, к примеру, а дочка - нянькой в богатой семье. Они надеются, что таким образом их дети смогут прокормить и одеть себя, а может быть даже помочь остальным членам семьи.

Заручившись согласием родителей, торговцы живым товаром даже не пытаются выполнить свои обещания. Детей младшего возраста, как правило, вывозят в крупные города России и заставляют попрошайничать. Реже их используют в качестве доноров органов или отдают на нелегальное усыновление.

Подростков и молодежь, в основном девочек, переправляют чаще всего в Балканские страны и заставляют оказывать секс услуги или, для этой же цели, перепродают сутенерам в Турцию, Македонию и другие экс-югославские республики.

Еще более легкой наживой, нежели бедные семьи, для современных работорговцев являются нынешние или бывшие воспитанники детских домов. Их, практически, не разыскивают, ими никто не интересуется. Заманить в свои сети молодую девушку без крова и без источника дохода для работорговца легче простого. Он обещает ей работу официантки или танцовщицы в заграничном баре. Как правило, у таких девушек нет денег, и торговец сначала оплачивает расходы по изготовлению иностранного паспорта и по перевозке до венгерской, польской или болгарской границы. При этом документы, удостоверяющие ее личность, забирают при подготовке паспорта и больше ей не возвращают. Таким образом, жертва теряет возможность бежать или самостоятельно устраиваться на работу. Как ни странно, жертвами трафикинга становятся и младенцы или еще не родившиеся дети. Около 20% жертв являются к моменту возвращения беременными.

Центр по реабилитации жертв трафикинга действующий в Молдове создал, благодаря UNISEF, специальный отдел для несовершеннолетних. Здесь они, а так же матери с детьми, получают медицинскую, психо-социальную и юридическую помощь.

Анна Кирсанов, специалист центра, рассказала на пресс-конференции, устроенной представительством ЮНИСЕФа в Молдове, что дети и подростки, пострадавшие от физического и или сексуального насилия, становятся истеричными и агрессивными. Не единичны случаи, когда они пытаются покончить жизнь самоубийством.

Для борьбы с таким, казалось бы, отжившим явлением, как работорговля, в Молдове предпринимаются существенные меры. Законодатели в последние годы заполнили существующую в этой области брешь и приняли законы, касающиеся торговли людьми. Теперь, к примеру, Уголовный кодекс Республики Молдовы предусматривает от 5 до 25 лет лишения свободы за торговлю людей. Существенно возросло число неправительственных организаций, которые пытаются не только помочь пострадавшим, но и предупредить потенциальных жертв и их родителей.

Но пока, к сожалению, не ликвидирована главная причина трафикинга - бедность. И пока люди вынуждены думать о куске хлеба, они будут надеяться, что беда их минует.

XS
SM
MD
LG