Линки доступности

Приднестровье: реинтеграция наступит не завтра - 2004-06-05


В Молдове завершился второй раунд переговоров по приднестровскому вопросу. Он прошел в традиционном пятистороннем формате: при участии делегаций Кишинева и Тирасполя, а так же посредников - России, Украины и ОБСЕ. По окончании этого раунда глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл заявил, что результатов в переговорах немного, но процесс идет, и это уже хорошо.

Переговоры между Кишиневом и Тирасполем продвигались с переменным успехом до середины ноября прошлого года, когда Москва представила сторонам свой план по урегулированию приднестровского конфликта - меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства».

Тираспольский лидер Игорь Смирнов после недолгих переговоров при закрытых дверях с представителями Кремля согласился подписать документ, известный еще как «меморандум Козака». Российский план предусматривал для сепаратистского региона равные с остальной территорией права в рамках государства, построенного на федеративных принципах. А в случае несогласия с политикой официального Кишинева Тирасполь получал возможность путем народного референдума выйти из состава федерации. Русский язык, согласно тому же документу, должен был обрести статус официального, а безопасность в полностью демилитаризованном государстве должны были обеспечивать российские миротворцы.

Президент Молдовы Владимир Воронин кремлевский документ подписать отказался, а Игорь Смирнов, расценивший меморандум как шанс века, ответил на шаги официального Кишинева мораторием на переговоры.

Многомесячные попытки ОБСЕ усадить стороны за стол переговоров увенчались успехом только в конце апреля этого года. Первый раунд закончился безрезультатно. Второй раунд, который завершился вчера, тоже не отличился продуктивностью, поэтому процесс переговоров в журналистских кругах уже начинают называть «имитацией».

Причиной для столь нелестной характеристики послужили заявления участников процесса. Представитель Приднестровья на переговорах Валерий Лицкай в начале мая сказал без обиняков, что «ожидание каких-то кардинальных решений в то время, как Молдова вступает в электоральный год, является непомерным оптимизмом». Его поддержал бывший посол России в Молдове, а теперь первый заместитель председателя Совета безопасности Юрий Зубаков. В интервью российской «Независимой газете» он сказал, что до предстоящих в 2005 году парламентских выборов в Молдове прорывы в переговорном процессе маловероятны.

Являются ли выборы «тормозом» переговорного процесса? Давайте порассуждаем вместе. Как известно, власть легче завоевать, чем ее удержать, поэтому предвыборные баталии, конечно же, отберут у нынешнего руководства страны немало времени и усилий. С другой стороны, ни одной партии, пребывавшей у власти после 1992 года, не удалось сделать ощутимый рывок в реинтеграции страны.

Также известно, что если бы не построенные заинтересованными силами разделительные барьеры, то урегулировать приднестровский конфликт было бы гораздо проще, чем вывести республику из экономического кризиса. «Развязанный приднестровский узел» дал бы партии власти огромное преимущество перед конкурентами, поэтому во имя решения этой проблемы партия власти готова использовать все имеющиеся у нее возможности.

Некоторые кишиневские, да и западные аналитики считают, что причиной пробуксовки переговоров является их пятисторонний формат. Однако и Приднестровье, и Россия настаивают на его сохранении. «Существующий формат переговоров дееспособен»,- заявил экс-глава российской дипломатической миссии в Молдове Юрий Зубаков, - необходимо только мудрое решение приднестровского вопроса».

В чем и как должна проявляться мудрость - определить сложно, так как заявления приднестровских лидеров очень часто расходятся с их поступками. К примеру, ратуя за политические методы и демократический подход в решении приднестровского вопроса, лидеры сепаратистского режима в одностороннем порядке ввели налоги для граждан с правобережья Днестра при въезде на контролируемую ими территорию.

Реальные итоги второго раунда переговоров можно с точностью суммировать моралью известной басни Крылова: «А воз и ныне там». Кишинев и Тирасполь продолжают оставаться на принципиально разных позициях относительно структуры федерации. Приднестровье постоянно ссылается на международный опыт решения конфликтов, но при этом изменение формата переговоров не приемлет, а возможный ввод международных миротворческих сил в регион расценивает не иначе как агрессию. С расширением НАТО на восток Россия тоже не спешит выводить свое вооружение из региона и периодически настаивает на синхронизации вывода с решением приднестровского вопроса.

При таком раскладе, действительно, быстро реинтегрировать республику не удастся. А это значит, что и другие перспективы, как например евроинтеграция Молдовы, останутся надолго прозябать в тумане.

XS
SM
MD
LG