Повзрослели!
Начну с откровенного признания: я ни одной книги из серии «Гарри Поттер» не читал, никакого интереса к этой современной мифологии не имею, и мне совершенно непонятен ажиотаж, который вызывает каждая новая экранизация бесконечных книг об этом мальчике, который еще не волшебник, но учится.
Первые две серии саги о Гарри, поставленные американским режиссером Крисом Коламбусом, показали, что наш североамериканский Колумб не открыл никаких новых кинематографических америк. Картины были добротные и как бы верные букве и духу книг Джей К. Роулинг, но в них напрочь отсутствовала поэзия, которая является неизбежным спутником мифа.
Однако за время пути ребенок сумел подрасти.
В третьей серии, которая называется «Гарри Поттер и узник Азкабана», Гарри уже 13 лет. В некоторых культурах это уже возраст мужчины, но здесь Гарри (Дэниэл Рэдклифф) предстает перед нами в качестве подростка, со свойственными возрасту перепадами настроений и попытками осознать себя и свое место в обществе себе подобных волшебников и просто людей.
Очевидно, возраст героя был одной из причин того, что поставить картину пригласили мексиканского режиссера Альфонсо Куарона, поставившего нашумевшую мексиканскую картину, название которой по-русски приблизительно переводится как (прошу прощения) «И твою маму тоже». В этом фильме героями были подростки, становящиеся мужчинами. К тому же Куарон несколько лет назад поставил американский фильм «Маленькая принцесса» (A Little Princess), которая своей поэтикой резко отличалась от банальных «семейных» картин, производимых Голливудом.
Студия «Уорнер» не ошиблась с выбором. При всем моем безразличии к содержанию картины должен признать, что как произведение искусства она состоялась. Режиссер Куарон и его оператор Майкл Серезин сумели создать оригинальный визуальный мир, в котором просторно полету фантазии.
Картина по тону значительно мрачнее первых двух из серии. Это достигается небанальной цветовой гаммой, в которой преобладают синие и коричневые тона. Нередко пленка довольно сильно зерниста, и это создает ощущение, что мы смотрим нечто подсмотренное цифровой видеокамерой. И мир волшебства приобретает некую заземленность, но ровно настолько, чтобы не нарушить поэтическую ткань картины. На самом деле волшебником является не Гарри Поттер и его соученики и профессора в школе магии «Хогвартс», а режиссер Куарон, который необычным движением камеры, игрой цвета и света создает ощущение того, что тебя перенесли в мир фантазии.
В интерпретации южноамериканского первооткрывателя типично англосаксонского мифа, мало понятного мексиканцу и тем более россиянину, воспитанному на добрых сказках об Иване-Царевиче, Коньке-Горбунке или золотой рыбке, история о маленьком волшебнике приобретает общечеловеческий смысл.
Начиная с первого эпизода, в котором Гарри, живущий у своих недобрых родственников, превращает мерзкую тетушку Марджи (Пам Феррис) в воздушный шар, мы начинаем сострадать сироте Гарри и видеть в нем обыкновенного мальчишку, который почему-то еще обладает сверхчеловеческими способностями.
Мне также показалось, что режиссер Куарон с иронией относится к традиционным для англосаксонского миросознания вервольфам и прочей нечисти. И хотя по сюжету Гарри угрожает смертельная опасность, Куарон не пугает зрителя смертью, а в духе мексиканской традиции, так ярко показанной русским режиссером Эйзенштейном в его фильме «Вива, Мексика!», готов страх смерти превратить в праздник жизни.
Я намеренно не пересказываю сюжет картины, потому что в данном случае важнее не «что», а «как». То есть как фильм сделан. А сделан он очень творчески.
Можно, правда, поспорить по поводу того, не затягивает ли картину довольно длинный эпизод, в котором несколько предыдущих сцен повторяются, но с несколько иной точки зрения. Может быть, это и важно для тех, кто знает книгу, но для неподготовленного зрителя такое удвоение кажется ненужным и скучным.
Суммируя, могу сказать: этот фильм является редким примером того, когда доминирование формы над содержанием можно только приветствовать.