Линки доступности

Дело Игоря Сутягина - 2004-06-02


Международные и российские правозащитные организации –“Amnesty International”, “Human Rights Watch”, Международная хельсинкская федерация, московская Хельсинкская группа, и Общественный комитет защиты прав ученых - выпустили совместное заявление по поводу дела Игоря Сутягина, приговоренного к пятнадцати годам лишения свободы в колонии строгого режима.

«5 апреля 2004 года Московский городской суд признал Игоря Сутягина, тридцатидевятилетнего ученого из Института США и Канады, виновным в измене и шпионаже. Он приговорен к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В ходе следствия и суда допускались многочисленные нарушения международных стандартов, отвечающих понятию справедливого суда, - говорится в заявлении. - Это вызывает серьезную озабоченность, что преследования Сутягина мотивированы политически, тем более что подобные преследования ученых, журналистов и активистов экологического движения, сотрудничавших с иностранцами, в последние годы происходили не раз. Наиболее известны дела Никитина, Пасько, Моисеева».

Далее в заявлении кратко излагается история дела.

Игорь Сутягин был арестован 29 октября 1999 года, а затем ему было предъявлено обвинение в передаче секретной информации американской разведке. В обвинение входили 38 пунктов. Игорь Сутягин признал, что в целях дополнительного заработка собирал и обрабатывал информацию о российских вооружениях и системах обороны для британской консультативной фирмы. Однако, не имея допуска ни к каким секретам, он пользовался исключительно открытыми опубликованными источниками, а британская фирма, для которой он работал, по его сведениям, не имела никакого отношения к разведке.

Первый суд над Игорем Сутягиным состоялся в декабре 2001 года в Калуге. Суд нашел многочисленные процессуальные нарушения со стороны ФСБ и направил дело на доследование. Кроме того, заслушав показания свидетелей обвинения и защиты, а также экспертов из министерства обороны, суд заключил, что невозможно установить, что конкретно инкриминируется обвиняемому, чем нарушается его право на защиту.

При доследовании все обвинения в адрес Сутягина были подвергнуты экспертизе специалистами Министерства обороны. Сопоставив сообщения Сутягина с предоставленными им источниками, которые он использовал, эксперты пришли к заключению, что в 33 из 38 случаев в его сообщениях не содержалось никаких данных, которые бы отсутствовали в открытых источниках. Только в пяти случаях в сообщениях Сутягина эксперты обнаружили информацию, не содержащуюся в представленных им открытых материалах. На этих пяти случаях и базируется новое обвинительное заключение против Сутягина.

Однако сам Сутягин и его адвокаты доказывали на суде, что и в данных пяти случаях он пользовался только открытой информацией. Эксперты не смогли это подтвердить только потому, что материалы по данным вопросам были ошибочно или намеренно отправлены другим экспертам и потому не попали к ним в руки.

В Заявлении правозащитных организаций говорится также о серьезных нарушениях, имевших место в ходе подготовки и проведения повторного суда над Игорем Сутягиным.

Первоначально Московский городской суд поручил это дело судье Петру Штундеру - одному из ведущих экспертов по суду присяжных. Но в феврале 2004 года судья Штундер был отстранен от этого дела, причем никаких объяснений такого решения защите дано не было. Дело было передано судье Марине Комаровой, не имевшей никакого опыта председательствования в суде присяжных. Известна же она тем, что ранее судила и осудила дипломата Валентина Моисеева, также обвинявшегося в шпионаже и измене.

Далее в Заявлении правозащитных организаций проводится целый ряд фактов нарушения прав обвиняемого и защиты в ходе судебного разбирательства под председательством судьи Комаровой. Судья не дала возможность присяжным заслушать важные показания, относящиеся к делу, не позволила подсудимому продемонстрировать наглядные графики, которые могли бы разъяснить присяжным сложные научные вопросы. Наконец, ряд ключевых вопросов, на которые должны ответить присяжные, вообще не были им заданы судьей. Протесты защиты по всем этим поводам были отклонены.

«Международная амнистия» и другие правозащитные организации, выпустившее заявление по делу Игоря Сутягина, сильно обеспокоены вынесенным ему обвинительным приговором - самым суровым за все постсоветское время. Они призывают к немедленному пересмотру судебного решения и проведению нового суда над Сутягиным, с соблюдением международных норм независимого и справедливого суда. Правозащитные организации считают, что до нового суда Игорь Сутягин должен быть освобожден из-под стражи. Они призывают международное сообщество активно включиться в борьбу за пересмотр дела Игоря Сутягина: возбуждать этот вопрос при контактах с высокопоставленными представителями российских властей, взять его на контроль Парламентской ассамблеи и Совета Европы.

XS
SM
MD
LG