Линки доступности

Отношения США и Европы в связи с Ираком<BR>Мнения экспертов - 2004-05-27


Расхождения между Вашингтоном, с одной стороны, и Берлином и Парижем, с другой, по поводу Ирака вызывают у политологов неоднозначные оценки. Можно ли рассчитывать на восстановление прежних союзнических отношений между «Старой Европой» и Новым светом, и если да, то на каких условиях? Эти и другие вопросы обсуждались на недавнем семинаре в Американском институте современной германистики.

Сотрудник вашингтонского аналитического издания «Нэшенел джорнал» Джеймс Китфилд считает, что разочарование в Европе американской политикой началось задолго до прихода в Белый дом президента Буша: «Клинтон принял ключевое решение оставить за границей американские войска после окончания «холодной войны». Тем самым он подтвердил намерение Америки стать единственной сверхдержавой и держать бразды правления в однополярном мире. Но в истории не было случая, чтобы государство, взявшее на себя функции мирового жандарма, не становилось объектом ненависти».

По словам редактора немецкой газеты «Тагесшпигель» Роберта фон Римша, сегодня, как никогда, большинство европейцев склоняется к мысли, что, если у Европы осталась какая-то роль в международных делах, то это роль противовеса глобальным амбициям Соединенных Штатов.

Старший исследователь нью-йоркской организации «Совет по международным отношениям» Уолтер Рассел Мид указывает еще на одну причину охлаждения температуры в трансатлантическом союзе: «Европа и, особенно, Германия, отошли сейчас на второй план американской внешней политики. «Холодная война», по сути, началась из-за будущего Германии, из страха, что советские танки ворвутся через германские ворота в Европу. Сегодня груз Европы на весах американской внешней политике значительно полегчал. Европа для Вашингтона важна, лишь как подспорье в решении двух центральных стратегических проблем, каковыми являются Ближний и Дальний Восток. С другой стороны, - продолжает Мид, - сотрудничество по этим направлениям способно укрепить американо-европейские отношения. Именно здесь мы найдем общую платформу. Так, Европа может потенциально сыграть ключевую роль в урегулировании палестино-израильского конфликта и демократизации арабского мира. Есть и другие точки пересечения взаимных интересов».

Участники семинара обсудили также отношение американской публики к внешнеполитическим акциям администрации Буша. Как напомнил Джеймс Китфилд, в президентской кампании 2000 года международные отношения практически не фигурировали. Но трагедия 11 сентября и интервенция Соединенных Штатов в Ираке вытолкнули мировую политику на авансцену электорального процесса в нынешнем году. Отношения Америки с внешним миром фигурируют на первых местах в повестке дня, как республиканцев, так и демократов. Фактически, как считает Китфилд, ноябрьские выборы дадут американцам первый шанс выразить свое отношение к жесткой внешней политике президента Буша, главным компонентом которой стала доктрина превентивного удара. Перспективы трансатлантического сближения в этой связи видятся ему следующим образом:

«Интеграция Европы может продолжаться или замедлиться, но если американцы одобрят эту доктрину, и она войдет в фундамент нашего мировоззрения, в обозримом будущем вряд ли стоит рассчитывать на налаживание отношений Вашингтона с Европой».

Тем не менее, по мнению директора боннского Центра европейской интеграции Людгера Кюнхардта, усилия по укреплению связей должны развиваться по обе стороны Атлантики: «Лидерам Германии, в первую очередь, но также и другим странам, включая Францию и Евросоюз, в целом, надлежит сделать магистральные шаги по улучшению отношений с Америкой. Равным образом Вашингтону следует воспринять ЕС со всей серьезностью. Евросоюз - не просто «новая» и «старая» Европа. Это - принципиально новое явление и мощная политическая сила даже притом, что она, как мы знаем, обладает ограниченными военными возможностями. Нам следует думать друг о друге как о партнерах и с этой точки зрения подходить к нынешним и будущим спорным проблемам».

Процесс выработки новой резолюции ООН по будущему Ирака может предоставить Соединенным Штатам свежую возможность укрепить отношения с давними критиками своей иракской политики - Францией и Германией. Особой важностью он обладает в свете необходимости сообща решать жизненно важные вопросы, такие как глобальный терроризм, смятение на Ближнем Востоке и ситуация в других «горячих точках» планеты.

XS
SM
MD
LG