Линки доступности

Глобальный джихад<BR>Мнения экспертов - 2004-05-27


За два с половиной года с момента нападения террористов на Всемирный торговый центре в Нью-Йорке и на Пентагон в Вашингтоне большинство главарей «Аль-кайды» были либо убиты, либо пойманы. Но успехи в борьбе с «Аль-кайдой» не остановили исламских террористов самого радикального толка. Только в прошлом году теракты произошли в Мадриде, Рияде, Стамбуле, Джакарте, Касабланке и в других местах. Практически каждый день жертвам взрывов бомб и актов насилия становятся официальные лица и гражданское население Ирака. «Главной целью «Аль-кайды» всегда была идеология глобального джихада, - говорит корреспондент журнала «Нэшенел джорнал» Корин Хегланд. - Несмотря на гибель вожаков, эта идеология по-прежнему жива. Просто сегодня уже нет центра, в котором члены «Аль-кайды» тщательно планировали бы свои операции, вроде терактов, совершенных 11 сентября 2001 года. По сведениям, которыми мы сегодня располагаем, больше не существует какой-то центральной точки, из которой исходят приказы: Сделайте то-то и то-то. Получите то-то и то-то. Езжайте и помогите тому-то. Все стало децентрализованным. В разных точках земного шара террористы совершают свои акции, опираясь на людей, которые перемещаются из одной ячейки в другую».

Али Аль-Ахмед, исполнительный директор Саудовского института, базирующегося в Вашингтоне, утверждает, что правительства многих стран на Ближнем востоке создавали такую атмосферу, которая поощряла террористические группы к действию: «Во-первых, правительства достаточно четко и открыто не разъяснили своего отношения к терроризму. Не сделали этого и религиозные лидеры, причем не только в отношении актов террора, направленных против мусульман или лиц той же национальности, а в отношении терроризма в общечеловеческом плане. Например, когда мы видели кадры, как террористы обезглавливали американца Ника Берга, реакции правительств и религиозных лидеров на его убийство практически не было. Точно также в арабском мире реакция на убийство президента временного Управляющего совета Ирака была очень слабой, а точнее - ее практически не было, как будто этот мусульманин заслужил того, чтобы погибнуть таким ужасным образом, от взрыва бомбы. Вся проблема в том, что во главе государственных режимов стоят диктаторы, и они хотят, чтобы так называемое «управляемое насилие» продолжалось, поскольку тогда не будет нужды в политических реформах».

По мнению сотрудника журнала «Ньюйоркер», Лоренса Райта, перемены на Ближний восток придут только тогда, когда в странах региона будут созданы какого-то рода демократические институты. «Одна из главных проблем, по-моему, состоит в том, что люди Ближнего востока не несут никакой ответственности за свои слова, - продолжает он. - Вся эта риторика исходит оттуда, потому что странами управляют автократы, а народ не имеет никакой возможности для самовыражения. Я полагаю, что многие из террористов не стали бы ими, если бы они имели какой-то доступ к политической жизни. Именно на этом аспекте нам нужно сосредоточить все внимание. Мы должны направить свои усилия на создание гражданских демократических институтов, распространять демократию по всему региону, мы должны демонстрировать наши духовные ценности так, как мы продемонстрировали американскую военную мощь».

Несмотря на то, что после актов террора 11 сентября террористическая сеть «Аль-кайда» очень ослабела, угроза Соединенным Штатам со стороны радикальных исламских элементов сохраняется. Многие обозреватели считают, что угроза станет намного меньше, когда на Ближний восток придут демократические перемены.

XS
SM
MD
LG